Четыре года назад 20-минутная работа Юрия Быкова «Начальник» о капитане ФСБ, разбирающемся с напавшим на его дом хулиганьём, победила на «Кинотавре» в конкурсе короткого метра. Спустя год режиссёр представил в том же Сочи, но уже в основном соревновании, свою первую большую работу – под ёмким и выразительным названием «Жить». Которое оказалось выразительным настолько, что довольно быстро было «позаимствовано» другим автором, и теперь приходится пояснять, что «Жить» Быкова – это там, где в чистом поле идёт охота на двух мужчин, отчаянно убегающих от неминуемой смерти. Новый фильм Юрия «Майор» стартовал ни где-нибудь, а на Каннском кинофестивале в рамках программы «Неделя критики». Российская премьера картины состоялась месяцем позже – на «Кинотавре». Сочинское жюри ленту не оценило – предпочтя отметить других участников национального соревнования. Зато судейская команда кинофестиваля в Шанхае, возглавляемая оскароносным Томом Хупером, выдала Быкову сразу три важнейшие награды: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую музыку (которую тоже написал он). А в Голливуде, говорят, подумывают уже над американским ремейком «Майора».
Сегодня фильм выходит в российский прокат – имея все шансы стать довольно громким хитом. Потому как рассказанная здесь история – уж очень больная, уж больно актуальная. Всё начинается одним прекрасным утром, когда замначальника провинциального РОВД сбивает на зимней дороге мальчика. Насмерть. Рядом – обезумевшая мать. Других свидетелей нет. Один звонок – и на выручку уже спешат коллеги по работе… Бывает? А то как же. Только дальнейшее развитие событий способно шокировать даже постоянных зрителей криминальных телесводок. Впрочем, об этом мы уже говорим непосредственно с создателем «Майора».
- Ваша картина оставляет после себя очень тяжёлое ощущение… И вопрос: неужто это всё правда, неужто во всё это верить?!. Ну, мы прекрасно, увы, можем представить себе ситуацию, когда полицейский сбивает мальчика – то, с чего начинается фильм. Можем поверить в то, как он и его коллеги пытаются «закрыть дело». Но вот всё, что дальше, весь этот ужас и вся та кровь, в которой «тонут» в итоге герои, что это?.. Неужели правда?.. Не перегнули ли вы палку?
- Это фильм-фантазия, полностью выдуманная история. Но людей сбивают, людей допрашивают с пристрастием… В последние пять-десять лет даже на федеральных каналах не могут замолчать подобные ситуации, как случай с майором Евсюковым, который расстрелял девять человек в супермаркете. По отдельности все эти эпизоды имеют место, другой вопрос, что я взял и свёл максимальное количество этих эпизодов вместе - потому что мне надо было исчерпать тему, довести всё до предела. Я же не полицию изучаю, предмет исследования – скорее, менталитет. Потому я максимально заострил все конфликты, свел воедино практически несводимое. Для меня было важно исчерпывающе ответить на все вопросы, которые я задаю сам себе и зрителю. Поэтому мне нужны радикальные, контрастные персонажи, обострённые до предела обстоятельства и темпоритм одного дня. При этом «Майор» - художественная картина, не нужно воспринимать ее как летопись отдельно взятого отдела внутренних дел.
- Но вы с вашей полудокументальной манерой создаёте полное ощущение реальности происходящего. И даже говорите прямо: неподалёку Рязань, это где-то в Рязанской области… Это же не так далеко!
- У меня не было желания как-то задеть Рязань. Мы снимали в городе Новомичуринске Пронского района Рязанской области – это мой город родной, я там родился и вырос. Я сразу решил снимать именно в этом месте, так как творчески мне очень комфортно именно в этой среде отвечать на вопросы, которые поднимаются в фильме. Ведь я знаю каждую травинку, каждый уголок, каждый участок земли, и вынимаю из этой реальности всё, что мне нужно. А Рязань – это чисто географическое положение, достаточно известное название, с помощью которого я четко даю понять зрителю: город Н., в котором происходят события, находится здесь, а жена майора Соболева – в Рязани, в областном центре. Но я понимаю, как это считывается. Если рязанцы обидятся, попрошу прощения, ведь я снимал про некое абстрактное место, в котором собрал всё воедино.
- Вы не только автор данного фильма, но и сыграли в нём одну из центральных ролей, самого отрицательного персонажа. Не всякий режиссёр на такое решится.
- Я же по первому образованию артист, и по сути своей артист – не считаю себя выдающимся режиссёром. Я просто беру достаточно острую тему, а профессиональная команда – оператор, продюсер, артисты – помогает мне реализовать мои режиссёрские амбиции. Наверное, я что-то понимаю в режиссуре, но я в этом смысле ещё зеленый.
В своё время я достаточно удачно отучился на актёра, поработал в нескольких театрах, но потом принял решение, что не хочу играть те роли, которые мне не интересны. А таких было большинство. Тогда я решил придумать некую творческую концепцию, которая позволит мне играть то, что я хочу. И постепенно всё переросло в чистую режиссуру.
В своей первой картине – короткометражке «Начальник» – я тоже сыграл главную роль. В «Жить» мне этого сделать не дали, ведь это была моя первая большая работа, а я хотел играть одного из ключевых персонажей. А к съемкам «Майора» у меня уже был навык, так что ни преград со стороны продюсера, ни каких-то особых проблем не возникло. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что я несколько раз предлагал сыграть эту роль достаточно близким мне людям, но они отказались. Роль резко отрицательная, а все они – женатые люди с детьми, грубо говоря, это плохо для кармы. И когда я понял, что могу потерять очень много времени на поиск исполнителя этой роли, посмотрел на себя в зеркало и подумал: «А почему бы нет?». Немного сбросил вес, набрал форму, несколько раз перечитал сценарий, отрепетировал какие-то вещи - и когда показал ребятам, мы все приняли решение, что играю я. Собираюсь продолжить эту практику и в своих следующих фильмах.
- Возможно, этот вопрос прозвучит глупо, но он словно выходит из вашей картины, по ходу которой только и думаешь: это может случиться с каждым из нас. Вы можете что-то посоветовать нам, своим зрителям? Ведь никто не застрахован от подобной ситуации, мы в любой момент можем столкнуться с чем-то подобным - либо сами во что-то попасть, либо в нас что-то попадёт... Как вот быть в таком случае?..
- Как режиссёр я никаких советов давать не могу. Кино не должно отвечать на какие-то конкретные, прикладные вопросы – что делать в той или иной ситуации, как реагировать на тех или иных людей. Как человек я могу сказать одно: если я вдруг попаду в такую ситуацию, то буду биться до последнего. Понятно, что всё нужно делать в рамках закона, но если эти рамки не позволяют добиться нужного результата, себя нужно защищать любым способом. Не нападать, а защищать. У нас даже в конституции написано: самое главное право человека – право на жизнь.
Тут как раз уместно будет вспомнить слова, произнесённые Юрием ещё в апреле, когда мы встретились с ним накануне Каннского кинофестиваля.
- Что касается основной задачи, которую я ставил перед собой, то мне было важно показать, что в полиции работают нормальные люди и работают они в очень непростых условиях. Многие ломаются, но многие остаются героями до конца. Полицейские – это не монстры-инопланетяне, они с погонами не надевают на себя шкуру какого-то внеземного существа. Это такие же люди, как и мы. Если мы даём взятки, чтобы выжить, они берут их с той же целью. Мы все находимся в одной системе координат, в одной лодке. Все живём в стране, в которой принято разделять людей на кланы, на группы по интересам. А эти группы защищают собственные интересы любой ценой, иногда ценой жизни другой группы с другими интересами. Но пора уже перестать делить страну на кланы, эта система должна прекратить своё существование, иначе мы все друг друга съедим.
Наш фильм про то, что полицейский пытается противостоять своей же системе. Поэтому в этом смысле я, конечно, на стороне главного героя.
- Я не занимаюсь в чистом виде экспериментальным артхаусным кино, - также сказал тогда режиссёр. - Я занимаюсь всё-таки кинематографом внятным, динамичным и, смею надеяться, зрительским. Несмотря на смыслы, которые я закладываю, для меня определяющая вещь – способ подачи. Если он внятный, темпо-ритмичный, любую тему можно преподнести лицеприятно, интересно, выпукло, и донести до зрителя те вещи, которые ты хочешь донести. У меня в картине достаточно жёсткий сюжет, но там нет ни капли крови, нет кишок, потому что мы - про другое. Мы - про то, как найти взаимодействие между людьми. Потому что есть вещи, которые важнее интересов собственной семьи и клана. Есть понятие гражданского долга, который необходимо соблюдать и чтить, если хотите.
Фильм «Майор» в российском прокате с 8 августа.
См. также:
«Майор» и «Диалоги»: хроники «Кинотавра»
«Наши фильмы на каннской орбите»