Кино

Это богом быть трудно, а лауреатом «Ники» стать куда проще

3 815

В Москве в 28-й раз вручили премию Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Перечисление наград много времени не займёт, тем более что всё самое главное мы уже сказали, комментируя в начале марта номинации.

Лучший фильм 2014-го года — «Трудно быть богом», всего у него семь побед: лучший режиссёр — Алексей Герман, лучший актёр — Леонид Ярмольник, также отмечена работа операторов, художников, художника по костюмам и звукорежиссёра. У «Левиафана» — два приза: Елена Лядова — лучшая актриса, Роман Мадянов — лучший актёр второго плана. Дважды отмечен и «Дурак»: Юрий Быков — лучший сценарист, Дарья Мороз — лучшая исполнительница роли второго плана. Единственная награда «Испытания» — за лучшую музыку. «Класс коррекции» премирован в номинации «Открытие года». Украинское «Племя» — лучший фильм стран СНГ и Балтии. «Мой личный лось» — лучший анимационная работа, «Коктебельские камешки» — лучшая неигровая.

В общей сложности — с учётом обладателей почётных наград — на церемонии было названо 23 имени. Но вот что любопытно: лишь для шестерых победителей нынешняя «Ника» — первая. Восемь мастеров были отмечены вторично, шестеро — трижды. А названный дважды Алексей Герман, доживи он до сегодняшнего дня, довёл бы свой счёт «Никам» и вовсе до пяти. Киноридус решил привести полную статистику.

Классика отечественного кинематографа Алексея Германа не стало уже два года назад. За время существования «Ники» за его подписью вышло всего две картины — «Хрусталёв, машину!» и «Трудно быть богом». Каждая принесла ему премии за лучшую режиссуру, каждая стала лучшим фильмом года — 1999-го и 2014-го соответственно. Вдобавок к этому Герман получил «Нику» в почётной номинации «Честь и достоинство». До него пятикратным лауреатом Российской киноакадемии был только Александр Сокуров.

1 Сценарист, соратник и жена Алексея Германа-старшего Светлана Кармалита и режиссер Алексей Герман-младший получают приз в номинации "Лучшая режиссерская работа" за фильм Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Но подлинным рекордсменом «Ники» стал теперь выдающийся оператор Юрий Клименко, для которого нынешняя премия за фильм «Трудно быть богом» тоже стала пятой — после наград за «Му-му», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие» и «Край». В отличие от вышеназванных режиссёров, которые получали призы в разных номинациях, Клименко каждый раз побеждал именно в своей, операторской категории.

Так получилось, что вместе с Алексеем Германом над «Трудно быть богом» работало два оператора. Коллега Юрия Клименко Владимир Ильин тоже, как и сам режиссёр, награждён посмертно: завтра — девятая годовщина его ухода. Лично свою первую «Нику» он получил за другой шедевр Германа «Хрусталёв, машину!».

Раньше с Германом работала и художник по костюмам Екатерина Шапкайц — и «Ника» также прилетела к ней как за «Хрусталёва», так и за «Трудно быть богом». За звук на Арканаре отвечал Николай Астахов, для него полученная нынче «Ника» тоже вторая — первую он забрал двадцать лет назад за фильм «Дожди в океане».

2 Художник по костюмам Екатерина Шапкайц, получивший приз в номинации "Лучший художник по костюмам" за фильм "Трудно быть богом" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Третья «Ника» и у художника Елены Жуковой, ранее премированной за фильмы «Русский ковчег» и «Монгол», сейчас — за «Трудно быть богом». Её напарники по многолетнему титаническому труду отмечены «Никой» вторично: у Сергея Коковкина она уже есть за «Царевича Алексея», у Георгия Кропачёва — тоже за «Хрусталёв, машину!».

3 Художники Георгий Кропачев и Елена Жукова, получившие приз в номинации "Лучший художник" за фильм "Трудно быть Богом" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Сыгравший дона Румату Леонид Ярмольник получил «Нику» в третий раз: первый актёрский приз достался ему за роль второго плана в «Бараке», а «Стиляги», названные лучшим фильмом 2008-го года, принесли Ярмольнику продюсерскую награду. Третья «Ника» — за «Левиафана» — и у Елены Лядовой, до этого она получала призы за «Елену» и «Географ глобус пропил».

4 Актер Леонид Ярмольник, получивший приз в номинации "Лучший актер" за фильм Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

А вот Роман Мадянов при желании может похвастаться уже четырьмя «Никами», причём все они — за лучшее исполнение мужской роли второго плана: «Дикое поле», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Жила-была одна баба» и вот теперь «Левиафан». Ещё один подобный приз — и рекорд Клименко как минимум будет повторён.

5 Актер Роман Мадянов, получивший приз в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за фильм "Левиафан" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Третью свою «Нику» забрал композитор Алексей Айги за музыку к степной притче «Испытание»; предыдущие награды достались композитору за сходное по духу «Дикое поле» и близкую по географии «Орду».

6 Композитор Алексей Айги, получивший приз в номинации "Лучшая музыка к кинофильму" за фильм "Испытание" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

В номинации «Лучший неигровой фильм» победили «Коктебельские камешки» Андрея Осипова. Для прославленного режиссёра это уже третья «Ника», в нулевых он побеждал с работами «Страсти по Марине» и «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя».

7 Режиссер Андрей Осипов получает приз в номинации "Лучший неигровой фильм" за фильм "Коктебельские камешки" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Дарья Мороз взяла свою вторую «Нику» за роль второго плана в социальной драме «Дурак» (ранее её награждали за Настёну в экранизации повести Валентина Распутина «Живи и помни»). Поставивший «Дурака» Юрий Быков тоже теперь дважды лауреат — сейчас он был отмечен как лучший сценарист, а в прошлом году — как лучший актёр второго плана за роль в собственном же «Майоре».

8 Музыкант Сосо Палиашвили и актриса Дарья Мороз, получившая приз в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за фильм "Дурак" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Как уже сообщалось при объявлении списка номинантов, почётные награды в этом году достались актрисе Лие Ахеджаковой — за «Честь и достоинство» (ранее она получала «Нику» за «Небеса обетованные» и «Изображая жертву»), сценаристу Юрию Клепикову — «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» (более четверти века назад его назвали лучшим за «Историю Аси Клячиной»), и киноведу, основателю московского Музея кино Науму Клейману — «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».

9 Актриса Лия Ахеджакова, получившая приз в номинации "Честь и достоинство" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости 10 Основатель московского Музея кино, киновед Наум Клейман получает приз в номинации "За вклад в кинематографические науки" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Если не считать не снимающего кино Клеймана, свою первую «Нику» получили всего пять человек. Продюсеры Рушан Насибулин и Виктор Извеков — за лучший фильм года: «Трудно быть богом». 26-летний режиссёр Иван Твердовский назван «Открытием года» за свой дебютный полный метр «Класс коррекции». 32-летний Леонид Шмельков — за мультфильм «Мой личный лось». 40-летний Мирослав Слабошпицкий — за «Племя». Возраст режиссёров указан не зря: время получить следующие «Ники» у них ещё предостаточно.

11 Режиссер Алексей Герман-младший с супругой Еленой Окопной, сценарист, соратник и жена Алексея Германа-старшего Светлана Кармалита и продюсер Рушан Насибулин с главными призами за фильм Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости 12 Режиссер Леонид Шмельков, получивший приз в номинации "Лучший анимационный фильм" за фильм "Мой личный лось" © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Если у данного перечисления какой-то вывод, какая-то мораль?.. Нельзя сказать однозначно. С одной стороны — здорово, что у нас в кино до сих пор живы крепкие профессионалы, не теряющие с годами высокого класса и раз за разом отмечаемые своими коллегами. С другой — а где же молодая кровь?.. Почему так мало новичков? Если вычесть, опять же, Клеймана, а вместе с ним продюсеров, чья несомненная заслуга в первую очередь заключается в том, что они дали великому мэтру просто спокойно работать, а ещё режиссёра анимационного кино и автора из соседней страны, то в сфере игрового кино останется всего лишь одно новое имя. И разве это не тревожный сигнал?..