Общество

«Это массовый обзвон»: кто и почему донимает россиян телефонной рекламой

4 60167

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Медицинский центр…

— Салон красоты…

— Театр…

— ...приглашают вас…

Знакомая ситуация, не правда ли? Не знаю никого, кому не поступило бы минимум два-три звонка в неделю. Бывает, звонки идут каждый час. Почему это происходит?

В один недобрый день, получив 17 (семнадцать) звонков от автоматических операторов, желающих осчастливить меня теми или иными услугами, я написала гневный пост в социальных сетях, тегнув своего оператора. И ад следовал за мной на протяжении нескольких дней. Писали знакомые и незнакомые, тегая не только моего, но и других мобильных операторов, те отвечали им, затем следовали комментарии следующих жертв массовых обзвонов…

Не кладите, пожалуйста трубку…

Помнится, я пыталась избавиться от назойливых звонков приснопамятного «Дешале». Сегодня настойчивость его живых операторов вспоминается с теплой ламповой ностальгией: этим девушкам можно было что-то сказать в ответ, к «Дешале» можно было приехать в офис и устроить там скандал, можно было, наконец, положить трубку, услышав очередное «Клиника „Дешале“ предлагает вам…». А сразу ли вы положите трубку, если слышите: «Важное оповещение»? Или «Не кладите, пожалуйста трубку, это официальное сообщение»? Поругаться тоже не получится: с вами говорит запись, а не живой оператор.

Съездить в офис? Подруга провела такой эксперимент. Дождалась переключения на медицинский центр, записала адрес, поехала. Не нашла: по адресу был десяток мелких конторок, каждая гордо именовалась «Медцентром», в каждой отрицали, что звонок был от них, но настойчиво тянули «провести полное обследование» или хотя бы «экспресс-диагностику». Подруга потом призналась, что в какой-то момент просто испугалась: сотрудники этих конторок явно неплохо владеют если не нейролингвистическим программированием, то «цыганским гипнозом». «Я четко знала, что приехала скандалить, но в какой-то момент поняла, что сейчас пойду и начну делать все, что скажут», — сказала она.

Это еще полбеды: а ведь нет, наверное, уже человека в России, которому не позвонили бы из «службы безопасности Сбербанка». Да, они до сих пор говорят «Сбербанка», а не «Сбера» — и это пока лучший способ понять, что разговариваете с мошенниками. И ведь регулярно вытягивают деньги с людей, особенно пожилых! И никакой возможности привлечь их к ответственности — вы хоть раз слышали о пойманных преступниках?

Ладно, возможно, найти и привлечь телефонных мошенников к ответственности и правда тяжело. Или неинтересно это правоохранительным органам. Не буду задавать риторический вопрос, откуда у звонящих ваш номер телефона и паспортные данные. Но определить массовый обзвон мобильным операторам вполне под силу — почему же они этого не делают?

Кто должен с этим бороться?

В моей электронной почте, как и у всех, есть папка «Спам». Время от времени я ее проверяю: туда частенько попадают нужные мне пресс-релизы. Однако я не в претензии, потому что вижу, что на один ошибочно отправленный в спам пресс-релиз приходится сотня откровенных массовых рассылок и фишинговых писем.

Наверное, у мобильных операторов нет таких возможностей, предположите вы. Меня именно в этом уверяла девушка из отдела претензий моего оператора. Вот только как тогда расценивать приходящие от оператора СМС с таким текстом: «Мы знаем, кто вам звонил. Это массовый обзвон. Хотите определять незнакомые номера во время звонка? Включите услугу „Знаю, кто звонил Plus“ за 945 руб. навсегда». Причем такое СМС приходит аккурат после очередного спамерского звонка. То есть все-таки знают? Так почему бы не отсекать такие звонки, отправляя СМС с уведомлением, что был звонок, схожий с массовым обзвоном? Да даже не уведомлять, пусть просто во входящих отразится номер с пометкой «возможно, спам».

Дорогие мои мобильные операторы! Отсекать спам — это ваша обязанность, а не платная услуга! Коли уж вы не умеете держать в секрете телефоны своих абонентов. Коли у нас с вами заключен договор об оказании услуг и на него распространяется действие закона о защите потребительских прав, в том числе права на качественное оказание услуг.

Думаете, такое происходит везде? Я живу в Сербии, и у меня есть и сербский телефон. Так вот, я поменяла всех трех имеющихся в стране операторов и ни разу — ни разу! — ни на один телефон мне не звонили спамеры. Реклама в СМС есть — честно обозначенная и нечастая. От тех компаний, у которых брала карты лояльности, оставляя телефон и электронную почту. Спамеров нет. А вот на стационарный телефон несколько раз за пять лет позвонили. Оператор стационарных телефонов, кстати, принадлежит «дочке» одного из российских мобильных операторов. И сербы страшно жалуются на то, что пару раз в год им могут позвонить и пригласить, например, на презентацию сетевой косметики или предложить купить ортопедическую подушку со скидкой. Мошенничества же нет и в помине. «Их же полиция легко вычислит», — объяснил мне знакомый серб. Действительно, что это я…

Чисто российская история?

Поспрашивала знакомых из других стран — нигде нет массовых обзвонов. «Попробуют мне только начать звонить спамеры — я с телефонной компании кучу денег сдеру!» — сказал мой австрийский друг таким тоном, что я поняла: он бы даже хотел, чтобы позвонили. Но не звонят.

В том-то и дело, что у нас права потребителя вроде бы защищают, только как-то не сильно мощно. Много ли вы знаете случаев, когда компания вынуждена была платить огромную сумму за нанесенный потребителю вред, в том числе и за моральные страдания? Часто ли слышали о судах над теми, кто слил персональные данные и, опять же, об исках потребителей к тем компаниям, которые этот слив допустили? Я уже не говорю о наказании телефонных спамеров.

Но, если что, прокуратура может считать этот текст официальным заявлением. Разыскать спамеров нетрудно: они охотно называют свои телефоны. А уж мобильный оператор сумеет определить, кому этот номер принадлежит. Раз-два — и дело готово. Несколько таких дел с освещением в прессе — и мой телефон больше не будет разрываться от очередной порции массового обзвона. Попробуем?