Президент России Владимир Путин 21 сентября в своем обращении заявил, что Вашингтон прямо подталкивает Киев к переносу боевых действий на территорию России, «не таясь говоря о том, что она должна быть всеми средствами разгромлена на поле боя». Глава государства отметил, что в ход пошел и ядерный шантаж.
«Речь идет не только о поощряемых западом обстрелах ЗАЭС, но и о высказываниях некоторых высокопоставленных представителей ведущих государств НАТО о возможности и допустимости применения против РФ оружия массового поражения, ядерного оружия. Тем, кто позволяет себе такие заявления в отношении России, хочу напомнить, наша страна также располагает различными средствами поражения, а по отдельным компонентам и более современными, чем у стран НАТО и при угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа. Мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф», — сказал Путин.
В ситуации, когда глава государства прямо заявляет о вероятности применения оружия массового уничтожения, становится возможным сценарий превентивного удара противника: эти заявления могут рассматриваться как казус белли — формальный повод для объявления войны. Ядерная доктрина США, в отличие от аналогичной России, предусматривает право превентивного ядерного удара.
Радиоактивная зона © Unsplash.comПо словам пресс-секретаря Белого дома Карин-Жан Пьер, администрация США весьма серьезно воспринимает высказывания Путина о ядерном оружии, но не видит необходимости повышать уровень готовности своих ядерных сил. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель также призвал Евросоюз серьезно относиться к вероятности применения Россией ядерного оружия.
«Ридус» предположил, как могут развиться события в случае ядерной бомбардировки Москвы как города федерального значения: чем могут ударить США, как происходит ядерный взрыв, что за ним следует и где от него можно укрыться в столице и области.
Ядерное «ассорти» Штатов
Согласно данным журнала Bulletin of the Atomic Scientists, на начало 2022 года ядерный арсенал США насчитывал 3 708 оперативно развернутых и резервных ядерных боеголовок мощностью от пяти до 455 кт, около 1 720 боеголовок списаны. Получается, что в общей сложности арсенал США насчитывает 5 428 ядерных зарядов. По данным Bulletin of the Atomic Scientists, 1 744 боеголовки развернуты, еще 1 964 находятся на складах. Согласно оценкам американских специалистов, ядерное оружие располагается на 24 базах в 11 штатах США, в пяти странах Европы, а также в Японии и Южной Корее.
ВВС США располагают 400 межконтинентальными баллистическими ракетами шахтного базирования Minuteman III. Каждая из них несет по одному заряду мощностью около 300 кт, но могут быть оснащены двумя-тремя ядерными боеголовками. Однако, ракеты Minuteman III стоят на вооружении с 1970-х годов и морально и физически устарели — на замену им США разрабатывают ракету LGM-35A Sentinel, которая должна встать на боевое дежурство в 2029 году.
ВВС США отвечают и за примерно 200 тактических зарядов мощностью от 0,3 до 50 кт для бомб В61−3 и В61−4, 100 из них находятся на складах в пяти странах НАТО — Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Остальные размещены на территории США.
Около 300 боеголовок мощностью от 5 до 150 кт предназначены для доставки до целей стратегическими бомбардировщиками В-2А и В-52Н. Каждый В-2А может нести до 16 ядерных бомб, В-52Н — до 20 крылатых ракет с ядерными зарядами.
Подводная лодка класса «Ohio"© dvidshub. netОсновой ядерной триады США, в отличие от иерархии российской триады, кулак которой составляют ракеты шахтного базирования, являются баллистические ракеты подлодок Trident II с ядерными боеголовками W88 мощностью 455 кт и W76 мощностью 100 кт. ВМС США располагают 14 стратегическими субмаринами класса Ohio, которые несут до 20 ракет Trident II: восемь предназначены для действий в Тихом океане, шесть — в Атлантике. Каждая из ракет может доставить до цели восемь боеголовок.
Исходя из состояния ядерной триады США, можно предположить, что для нанесения ядерного удара они могут использовать именно ракеты Trident II и стратегическую авиацию. Ракеты Minuteman III, в силу их возраста, в последние годы не раз проваливали учения — об этом заявлял Пентагон. То есть, удар может быть нанесен не обязательно с территории США, что уменьшит подлетное время ядерного носителя к цели и, вероятно, «украдет» время реагирования систем ПВО/ПРО.
Известно, что скорость подлета Minuteman III до Москвы составляет 30 минут, Trident II, запущенная, например, от восточного побережья России, будет здесь через 15 минут. Что касается применения стратегических бомбардировщиков из любой точки Европы, где они имеются у США, то, конечно, их встретит российская система ПВО, но это не значит, что удастся избежать катастрофы — сбитый носитель ядерного боезаряда может привести к радиоактивному загрязнению местности. Однако, взорвется ли в случае встречи ядерного борта с противоракетами его груз — вопрос.
К примеру, в январе 1961 года над городом Голдсборо (штат Северная Каролина) разрушился стратегический бомбардировщик ВВС США B-52G с двумя ядерными бомбами Mark 39 на борту.
Согласно рассекреченным в 1990-х годах документам, пилоты катапультировались, а бомбы отделились от самолета на высотах между 3 000 и 610 м. У одной из бомб раскрылся парашют, и она приземлилась неповрежденной, так как у нее отключились три из четырех предохранительных устройств, приводящих бомбу в боевую готовность. Вторая бомба упала в болото. Из открытых источников известно, что при поисковых работах были найдены детали бомбы, в том числе — тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени. Урановый сердечник и детали второй, термоядерной, ступени остались на дне болота. Ту его часть, в котором затонула бомба, выкупили инженерные войска США.
Если говорить о перехвате ракет с ядерными боеголовками, то и на них отреагирует российская ПВО, но и крылатые и баллистические ракеты системам ПВО сбивать крайне сложно. Что касается баллистических, то они летают быстрее крылатых, поэтому необходимо оперативно засечь их пуск — на перехват и уничтожение есть не больше нескольких минут.
Как взрывается ядерная боеголовка
Еще в 1979 году разоблачитель Дэниэл Элсберг опубликовал книгу, в которой привел рассекреченные детали ядерной программы США превентивного удара по СССР. Тогда Москве и Ленинграду предназначалось по 6 ядерных бомб, 15 крупным российским городам — по 3−4.
Ядерная боеголовка Trident II© dvidshub. netДопустим, что сегодняшние стратегические планы США не сильно отличаются от плана 1970-х годов, и Москве по-прежнему предназначается шесть-десять ядерных бомб. Из всего того, что «летает» у США, мы уже предположили, что с большей вероятностью в Москву долетят именно Trident II, оснащенные боеголовками W88 — просто потому, что они мощнее и современнее, чем W76. Ракета способна забросить 8 блоков W88 на дальность 7 838 км, то есть, из некой безопасной для ВМС США зоны Н в мировом океане — в глубь континента.
Радиус разрушения одной боеголовки W88 составляет около восьми километров.
Ядерный взрыв начинается со светового излучения, уничтожающего здания, объекты и людей. Оно воспламеняет горючие материалы, вызывает ожоги глаз и кожи — поэтому нельзя стоять и глазеть на вспышку, нужно падать на землю лицом вниз и закрываться одеждой.
После этого в хронологии взрыва следует ударная волна, несущаяся со сверхзвуковой скоростью — в атмосфере более 350 м/с. Согласно исследованиям Scientists for Global Responsibility (SGR) — британской организации, которая продвигает этическую практику и использование науки, дизайна и технологий, на расстоянии до 1,8 км от эпицентра ядерного взрыва, воцарится тотальное разрушение, до 3 км — очень сильное разрушение, до 5 км — серьезные, до 8 — менее значительные.
В процессе термоядерных реакций в 2−3 км от эпицентра возникает проникающая радиация, которая, повреждая клетки организма человека, приводит к лучевой болезни.
Так же во время ядерного взрыва происходит электромагнитный импульс, который выводит из строя электронику в радиусе нескольких километров от места детонации. Радиус действия импульса зависит от высоты взрыва и окружающей обстановки и колеблется от 3 до 115 км.
«Вишенка на торте» — радиоактивное заражение. Это огромное облако, состоящее из поднятых в воздух взрывом радиоактивных частиц.
Территория его распространения зависит от природных факторов, в первую очередь от направления ветра, но расползается оно более чем на 100 км от эпицентра взрыва.
Напомним, речь идет о взрыве ОДНОЙ ядерной боеголовки. Описанное — не художественный вымысел автора, а физика того, на создание чего оказалось способным человеческое сознание.
А где прятаться?
Эффективность действий по спасению от ядерного удара зависит от того, за какое время до него люди о нем осведомлены: за недели, дни, часы, минуты.
В первых двух случаях шансов больше — можно уехать из города, переместиться ближе к укрытиям — метро или бомбоубежища, собрать вещи первой необходимости. В двух вторых — шансы выжить, увы, почти равны нулю: часть людей погибнет сразу, большинство не успеют добраться до укрытий. Часть получит травмы, несовместимые с возможностью передвижения. Часть окажется замкнутой под завалами или в пробках. Часть растеряется, впадет в панику и, скорее всего, из-за этого или тоже неминуемо погибнет, или создаст еще более усугубляющие ситуацию панику и хаос. И только единицы доберутся до «точек спасения».
Бомбоубежище в Москве © Соц. сетиДопустим, в контексте сегодняшних событий, мы все осведомлены о вероятности ядерного прилета за недели и дни. Так как в материале речь идет о Москве, как первом лакомом куске для удара, то рассмотрим варианты убежищ в городе. Как было сказано выше, это метро или бомбоубежища.
А что там? В случае ядерного удара, в метро, к примеру, еще нужно успеть спуститься. На этот случай у силовиков разработан жесткий план действий: через определенное время после начала катастрофы (согласно учениям МЧС, 15 минут) исходя из ее характера и по мере загруженности вестибюля отдается беспрекословный приказ о закрытии гермодверей. Это многотонные затворы, которые не пропускают воду, воздух, газы, радиоактивную пыль. Их можно увидеть на многих станциях метро перед эскалаторами и за ними, а также в тоннелях.
Однако сегодня многие из них не закрываются — те, через которые, например, проходят кабели. Если говорить об эффективности метро как убежища, то оно может спасти только в случае «воздушного взрыва». При том же ядерном укрываться в метро бессмысленно: из-за огромной детонации все находящееся под местом взрыва, под эпицентром и в радиусе, будет разрушено или повреждено.
Бомбоубежища, в отличие от метро, созданы из специального расчета и на характер ЧС, и на «человековместимость» (в них могут укрыться до 2000 человек), и на эффективность защиты. Однако в мирное время бомбоубежища не находятся в состоянии постоянной готовности, хоть и проходят ежегодный «тест-драйв».
С разрешения властей им находится различное применение. К примеру, более 100 бомбоубежищ Москвы эксплуатируются бизнес-структурами. По действующим в стране стандартам убежища могут использоваться в качестве кафе, магазинов, спортивных, культурных, бытовых и учебных центров, транспортных объектов, подсобных помещений или хранилищ.
При этом все адреса бомбоубежищ составляют гостайну, соответственно, не подлежат разглашению. Адреса ближайших к вашему местонахождению есть в районных учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и управах районов. Узнать о том, где прятаться в случае ракетно-бомбового удара можно будет, только когда начнется война — на видных местах появятся указатели, по радио и ТВ будут звучать оповещения, а соответствующие сообщения — приходить по СМС.
Как вариант, в случае ЧС в Москве можно спастись на подземной автостоянке. Если совсем все плохо и становится понятно, что ни до метро, ни до бомбоубежища, ни до автостоянки добраться не представляется возможным, единственно верным решением остается спуститься в подвал своего дома.
Впрочем, во многих многоэтажных домах подвалы, так же, как и чердаки, закрыты. От чего спасет подвал? По большому счету, ни от чего. В некоторых случаях он всего лишь может оттянуть срок вашей гибели, и это дополнительное время вы можете потратить на принятие решения о перемещении в более подходящее для выживания место. Но. Если вы не успели заскочить в специально оборудованное убежище, то постучаться в его двери и ожидать, что вам откроют, не получится.