Почти 170 человек пострадали в результате «урагана» в Москве, 146 из них были госпитализированы, 108 остаются в больницах, 11 человек погибли. Об этом журналистам сообщил руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Называть произошедшее в понедельник в Московском регионе явление ураганом совершенно неправильно, поправляет чиновников и журналистов ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Михаил Локощенко.
«Явление, потрепавшее Москву в понедельник, называется шквал, и его природа полностью отличается от природы того, что на бытовом языке называют ураганом. Во-первых, до урагана, 32 метра в секунду, вчерашний ветер немного не дотянул, там было, по данным обсерватории МГУ, максимум 28 метров в секунду, что тоже немало. Во-вторых, шквал — это не просто сильный ветер. Он происходит из-за очень резкого и кратковременного скачка температур разных воздушных слоев, прихода холодного фронта на прогретую поверхность, приводящего к выбросу энергии неустойчивости, что для наших широт явление редкое», — прочитал небольшую лекцию для «Ридуса» Локощенко.
Мэр Москвы Сергей Собянин признался, что не помнит бедствия с таким количеством погибших и пострадавших.
Явление это хоть для Центральной России и редкое, но тем не менее не уникальное, поправляет мэра Локощенко. Эксперт с точными датами перечислил подобные шквальные атаки за последние 20 лет, из чего видно, что они случаются раз в несколько лет.
В отличие от просто «плохой погоды», которая накрывает тысячи квадратных километров сразу, шквал — напасть более локальная, «пятнистая». Например, несколько лет назад шквал прошелся по юго-востоку Москвы, в то время как в других районах мегаполиса никто никаких аномалий не ощутил.
Из-за того, что шквалы происходят очень редко, метеорологи предпочитают не говорить о статистике, подчеркивает специалист.
«В принципе, глобальные климатические изменения повышают вероятность таких явлений. Но в любом случае в наших широтах они все равно будут оставаться чем-то исключительно редким в обозримом будущем. К тому же шквальные явления не всегда предсказуемы с помощью радиолокаторов — потому что они обычно связаны с высокими облачными системами, но далеко не всегда», — говорит он.
Наконец, шквал, как и землетрясение, несет угрозу в основном жителям городов, потому что сами по себе ветер или колебания почвы никого не убивают. Жертвами сильного ветра люди становятся преимущественно из-за падения деревьев или рекламных щитов.
«Поэтому во время таких погодных явлений самое худшее, что можно сделать, — это пытаться укрыться под деревьями или какими-то шаткими конструкциями», — предупреждает эксперт.