Здоровье

Это война

17 1201

В России эпидемия наркомании и алкоголизма — вы, наверно, в курсе. 

Эти слова звучат последние лет 20 настолько часто, что давно уже не воспринимаются ушами. На них не реагируют ни сами наркоманы, ни условно здоровое общество. 

Что ж, попробую сказать другими словами — в России ситуация с наркоманией напоминает 1942 год. Враг не у ворот — он уже шагнул в наш дом через порог, и беда касается каждого. Буквально: в стране нет ни одной семьи, которой не коснулась бы проблема наркомании — как в Великую Отечественную в каждой семье был кто-то, ушедший на фронт.

Сегодняшний враг не менее силен, опасен и коварен, чем Третий Рейх. И так же вооружен самым совершенным оружием. И от этого оружия также гибнут пачками люди. Разница только одна — но очень существенная. На той войне клали жизнь за святыни — за Родину, за землю, за народ. Защищали могилы предков и мирное небо над головами потомков. На могилах умерших на той войне горят Вечные Огни. Я сам со своими детками на эти могилы за ручку хожу. Чтобы помнили.

На могилы умерших на сегодняшней нарко-войне даже матери павших (паДших?) не всегда приходят. Стыд и позор умершим в собственной моче и блевотине на войне за кайф и без (д)умие. Умершие за Князя мира сего уходят в бесчестие и беспамятство, в никуда. Уже, кажется, выросло поколение детей, которые не знают, где и от чего умерли их родные папы и мамы — детям не показывают семейные фотки и не рассказывают биографии. Говорят, что человек не умирает, пока о нем помнят — ну так наркоманы дажей этой надежды на жизнь лишены. Живя понарошку, они умирают по-настоящему — насовсем.

Ну что, так страшнее стало? Доходчиво? Такова страшная правда. Но какие-то проблески на горизонте этой полной жопы все-таки просвечивают. Потому что не только враг и не только погибшие есть на этой войне. Есть спасенные и спасшиеся, и есть солдаты и офицеры — те, кто сражается с врагом.

Мне выпало счастье оказаться в числе спасенных и познакомиться с такими людьми. Надеюсь, и я таким стану со временем — во всяком случае, я пошел по этому пути. У меня есть нормальное мужское желание быть не убиваемым мирняком, а вооруженным солдатом. Может, даже десантником или морпехом — как в детстве мечталось.

При общении с людьми, которые связали свою судьбу с борьбой с наркоманией часто возникает странное ощущение: чувствуешь себя немножко в сказке. Как будто общаешься лично с Георгием-Победоносцем или, как минимум, с Пересветом. Такие люди сильно выделяются из общего ряда — в наше меркантильное время тех, кто посвящает себя Высокой Идее, становится заметно просто внимательному взгляду.

К тому же добровольцы-джедаи, общественные борцы со Злом — это люди, как правило, с несколько схожей биографией, схожими взглядами на жизнь и принципами. Вот они и выделяются, как отдельная нация. Пресловутые гупилевские пассионарии. У таких и в материально-бытовом плане, как правило, все тоже более-менее налажено. Ну, или просто Бог вознаграждает добром тех, кто за Добро.

Общественные организации, занимающиеся борьбой с наркоманией, в первую очередь — реабилитацией наркоманов, возникли на рубеже веков по сходному алгоритму: два-три человека, спаянных дружбой и уверенных в собственной правоте и силе, решили спасти какую-то одну конкретную заблудшую овцу в человеческом стаде. Могли сковать наручниками в подвале (так началась реабилитационная деятельность легендарного уральского фонда «Город Без Наркотиков»), могли увезти в лес («Лес» или Косачевка в Вильной Незалежной), могли просто крепко обнять по-братски и долго не отпускать (что-то подобное произошло с нынешним лидером «Центра Здоровой Молодежи» Никитой Лушниковым), открывали для заблудшего двери монастырских келий и молились всей братией (так действует Русская Православная Церковь через выдающегося отца Анатолия (Берестова)) — но началось всё и везде не как желание изменить мир, а как борьба за одного конкретного человека. Никто из начинательей этих эпопей не собирался становиться самураем. Речь шла о одной помощи одному человеку

И везде оказалось, что невозможно спасти одного-единственного: нельзя решить общНую системную проблему частично и в частном порядке. У спасаемого наркомана оказывались друзья-соупотребители и собутыльники — чтобы спасаемые не вернулся к веществам, надо было помочь и его заединщикам. А потом выяснялось, что никакие терапии не помогут, пока наркотики есть в свободном доступе — значит, надо убирать и источники отравы. Возвращаясь к военной терминологии, надо не столько вытаскивать раненых из-под обстрела, сколько подавлять вражеские огневые точки. И тогда спасатели на добровольных началах объявили войну наркомафии — кто и как мог. Иногда получалось забористо (погуглите «Уралмаш Vs наркоторговцы» или «Сила в Правде»), иногда — за гранью фола и здравого смысла. Но выяснилось, что без работы ВМЕСТЕ с государством ничего не сделать — иногда просто приходилось ЗАСТАВЛЯТЬ работать милицию-полицию. Чтобы заставлять ленивых ментов выполнять прямые обязанности, надо было взять в руки дубины поувесистей, чем бейсбольные — и общественные активисты волей-неволей двинулись во власть. Вспомним Евгения Ройзмана в Госдуме — сильная была работа.

Но природа не терпит пустоты, и, когда удавалось выводить ситуацию с нарко-потреблением из крайне аховой в более-менее просто плохую, том или ином конкретном месте, выяснялось, что надо также предлагать какие-то альтернативы быстрому, сильному и понятному кайфу. Объяснять молодым людям что-то о жизни вообще. Выражаясь официально — пропагандировать здоровый образ жизни и нематериальные ценности. Итд итп.

Если ты прав — то это чувство напоминают танковый рейд: никто и ничто не сможет тебя остановить. А жажда Правды толкает и толкает вперед — тогда выясняется, что и непонятно, есть ли у этого пути финиш. Сейчас те, кто начинал борьбу с наркоманией в России десять лет назад и не отступили за все годы, пожинают заслуженные плоды трудов праведных: Евгений Ройзман с невероятным единодушием избран в мэры Екатеринбурга (а фактически — в руководители всего Урала), «Город Без Наркотиков» поддерживают все — от Макаревича до Навального. Никита Лушников («Центр Здоровой Молодежи») получает награды из рук Президента РФ, а на юбилейный вечер фонда ЦЗМ стекается столько селебритиз, что никакие красные дорожки не выдерживают — как будто происходит не профессиональный праздник у делателей тяжелого и часто грязно-неблагодарного дела, а вручение «Оскаров» в России намечается.

И самое интересное: все происходящее — лишь начало пути. Не триумф, а маленькая остановка перед следующим этапом борьбы света и тьмы. И этап этот будет еще тяжелее для участников забега. Потому что против них начинают выступать уже какие-то вовсе инфернальные и экзистенциальные силы — иногда кажется, что, действительно, сам Люцифер лично. Отец Лжи.

Во всяком случае, именно ложь становится основным средством борьбы с нашими джедаями. Врут осознанно и за деньги, врут убежденно и по заблуждению, врут просто по глупости — но, когда сила не справилась с силой, начинается время подличания и лукавства. Чаще всего общественных деятелей называют бандитами и фашистами — как происходит с соратниками еврея по отцу Евгения Ройзмана, или дельцами и сектантами — в чем обвиняют Лушникова и товарищей.

Пожалуй, пришло время рассказать о проблемах наркомании и проблемах борьбы с нею откровенно и изнутри. Я знаю, я все испытал сам и все видел. Я употреблял алкоголь и наркотики дольше, чем полжизни, почти и всегда ежедневно — я знаю о кайфах все. И расстаться с веществами было трудно и больно — для этого потребовалось много сил и времени. Зато теперь я знаю, что такое свобода и что такое — борьба за свободу. За мою и за вашу. И готов рассказать об этом.

Впервые в масс-медиа: хроники реабилитанта, хроники волонтера и хроники служителя — только инсайдерская информация, проверенная лично. Хроники войны Света и Тьмы - следите за фронтовыми корреспонденциями. Я был в плену чуть ли не двадцать лет, и был спасаемым, я был волонтером «подноси патроны» — теперь стану солдатом Света. Время рассказывать Правду.