В США разгорается скандал вокруг крушения в Огайо поезда Norfolk Southern Corp., перевозившего токсичные вещества. Он сошел с рельсов еще ночью 3 февраля, и чтобы избежать потенциального взрыва власти решили сжечь некоторые вагоны, выпустив в воздух опасные канцерогены и шлейф черного дыма. Хотя местные жители и предприятия были эвакуированы заранее и им уже разрешили вернуться, многие по-прежнему не решаются это сделать.
Защитники окружающей среды и общественного здравоохранения также выразили обеспокоенность после того, как химические вещества загрязнили местные водные пути, впадающие в реку Огайо. Федеральное расследование причин крушения продолжается, как и мониторинг окружающей среды в Огайо и за его пределами.
Как сообщает Bloomberg, катастрофа подчеркивает опасность растущей зависимости мира от пластмасс, для производства которых используются два ключевых химических вещества — винилхлорид и бутилакрилат.
Что известно о катастрофе?
Около 21:00 в пятницу, 3 февраля, грузовой поезд Norfolk Southern Railway, направлявшийся на восток из Мэдисона, штат Иллинойс, в Конуэй, штат Пенсильвания, сошел с рельсов в Восточной Палестине, штат Огайо. Поезд перевозил различные предметы, включая солодовый ликер, замороженные овощи и пять основных опасных химических веществ: монобутиловый эфир этиленгликоля, этилгексилакрилат, изобутилен, бутилакрилат и винилхлорид.
Из 150 вагонов поезда 38 сошли с рельсов, а еще 12 пострадали в результате пожара, который длился несколько дней. По данным Национального совета по безопасности на транспорте, 11 из 20 вагонов, перевозивших опасные материалы, сошли с рельсов. Погибших и пострадавших в результате крушения и пожара нет.
Расследование того, что именно стало причиной схода с рельсов, продолжается, но кадры видеонаблюдения показывают, что днище одного вагона заранее прогревалось. «Инженеры из Лаборатории материалов NTSB изучат колесо и ось железнодорожного вагона, в которых потенциально могут возникнуть механические проблемы», — написала представитель NTSB Дженнифер Габрис в электронном письме Bloomberg Green.
Что такое управляемый взрыв и зачем он нужен?
Через несколько дней после крушения как минимум в одном вагоне поезда с токсичными материалами резко возросло давление. Это вызвало опасения по поводу возможного «катастрофического взрыва», который может разнести смертоносную шрапнель по обширной территории.
Чтобы этого не произошло, губернатор Огайо Майк ДеВайн, губернатор Пенсильвании Джош Шапиро, Norfolk Southern и другие решили провести контролируемый взрыв пяти цистерн, перевозивших химические вещества, включая винилхлорид, известный канцероген.
Неизвестно, сколько винилхлорида, который используется для производства поливинилхлорида, который содержится во многих пластиковых изделиях, и других химических материалов просочилось в окружающую среду перед взрывом или во время него.
В Восточной Палестине проживает около 4700 человек. Жители и предприятия в пределах нескольких миль от Восточной Палестины в Огайо и Пенсильвании были эвакуированы заранее. После этого взрыва в понедельник, 6 февраля, жителям разрешили вернуться домой со среды, 8 февраля.
Что известно о загрязнении воздуха?
Долгое время информация об катастрофе в Огайо невольно или умышленно оставалась практически без внимания СМИ, что стало основанием для волны слухов о «трагических последствиях», сопоставимых с результатами Чернобыльской аварии. Агентство по охране окружающей среды провело ряд наблюдений за воздухом после крушения, в том числе мониторинг воздуха в режиме реального времени с использованием стационарных устройств, установленных вокруг зоны бедствия и сообщества Восточной Палестины. И еще передвижной мониторинг с использованием портативных устройств и воздушных мониторов с использованием ASPECT (технология спектрального фотометрического сбора данных об окружающей среде).
Только твердые частицы были обнаружены выше уровней проверки, а химические вещества или газы не были обнаружены на опасном уровне. К вечеру 13 февраля Агентство по охране окружающей среды прекратило мониторинг воздуха на уровне населенных пунктов на наличие фосгена и хлористого водорода, которые могут образовываться при горении винилхлорида.
Агентство по охране окружающей среды отслеживает химические вещества, которые, как известно, находятся в поезде, а также другие материалы, на которые эти химические вещества могут распадаться или образовываться при сгорании.
Совместно с Norfolk Southern EPA также проверило воздух в 396 домах и не обнаружило винилхлорида или хлористого водорода, 100 домов еще нужно проверить.
Но это не означает, что в воздухе не было химикатов, возможно, в опасной концентрации. В одном из ежедневных обновлений Агентства по охране окружающей среды агентство отметило, что «жители в этом районе и за десятки миль могут чувствовать запахи, исходящие с места» в результате того, что побочные продукты контролируемого сжигания имеют низкий порог запаха.
Эксперты в области общественного здравоохранения также предупреждают, что проверки качества воздуха в помещении недостаточно, особенно через неделю после события, когда химические вещества и газы могли рассеяться. «Они должны проверить мебель, ковры, все, что может поглощать загрязняющие вещества», — говорят экологи.
Было ли загрязнение воды?
Вскоре после крушения бригады аварийно-спасательных служб обнаружили загрязненные стоки в двух поверхностных ручьях — Серном ручье и Лесли-Ран, что побудило построить боновые заграждения и дамбы для ограничения стока загрязненной воды. Операции по сбору загрязненного ила и воды продолжаются, и Агентство по охране окружающей среды штата Огайо взяло на себя отбор проб воды.
По крайней мере, один из ручьев впадает в реку Огайо, источник питьевой воды для нескольких штатов, что требует дополнительных проб воды за пределами штатов. Хотя официальные лица в основном объявили питьевую воду в Восточной Палестине и других местах безопасной, некоторым общинам рекомендуется пить бутилированную воду.
По данным Департамента природных ресурсов штата Огайо, в пострадавших водотоках погибло около 3500 рыб. Основным токсичным химическим веществом, обнаруженным в воде, является бутилакрилат, который используется для изготовления полимеров и смол, в том числе используемых в пластмассах и красках.
По словам властей, домашний скот не пострадал. Тем не менее, в социальных сетях циркулируют сообщения о мертвых цыплятах и домашних животных.
Кто реагирует на крушение поезда?
Сложная сеть местных, государственных и федеральных чиновников реагирует на стихийное бедствие вместе с Norfolk Southern и ее подрядчиками.
Городские власти Восточной Палестины внесли свой вклад в реагирование на чрезвычайные ситуации, а Национальная гвардия Огайо и Министерство обороны США участвовали в моделировании, проведенном перед контролируемым взрывом.
NTSB проводит расследование причин аварии и в конечном итоге выпустит рекомендации по безопасности после того, как это будет сделано.
Агентство по охране окружающей среды взяло первоначальные пробы воды и почвы вокруг места крушения и является основным источником мониторинга воздуха в сообществе. Оно также работает с Norfolk Southern над проверкой воздуха внутри домов людей, которые просили об этом.
Агентство по охране окружающей среды штата Огайо является точечным агентством по отбору проб воды на участке и вокруг него, в то время как Комиссия по водоотведению в долине реки Огайо и другие водохозяйственные предприятия вдоль реки Огайо проводят собственные отборы проб воды.
Оценка ущерба
Степень ущерба, нанесенного близлежащему сообществу, все еще неясна. Железные дороги сталкиваются с задержкой перевозок, а расходы оператора Norfolk Southern Corp. могут составить десятки миллионов долларов. Акции компании уже упали почти на 7% с момента крушения.
Также сложно оценить отсроченные последствия для здоровья местных жителей. По данным Национального института рака, винилхлорид, который используется для изготовления пластиковой смолы, известной как ПВХ, является канцерогеном, связанным с раком печени, головного мозга и легких.