Во вторник, 10 апреля в политехническом музее прошла лекция с Евгением Киселевым на тему "СМИ: до и после: Эхо времени, Время "Эха".
В своей речи Евгений Алексеевич был просторен и объемен. Мысль всегда развертывал массивно, со всей широтой русской души. Следуя основной мысли и теме в своем монологе, он часто делал множество разветвлений и ненадолго отстранялся от темы, рассказывая интересные подробности и детали.
В ответах он давал очень много бэкграунда и дополнительного контента, которые лаконично дополняли рассказ, способствуя созданию атмосферы и пафоса 90ых. Если он рассказывал о событии, то в его повествование, безусловно, входили причины, последствия, итоги, а также множество частных историй, дополняющих друг друга, и вместе, складывающихся в мозаику, точно отображающую действительность того времени.
Его речь мелодична. Она льется на тебя потоком, попутно обволакивая тебя со всех сторон и заставляя воображение работать в полную силу. Складывалось впечатление, что его речь сопровождается слайдами на экране, или сами герои повествования поочередно выходят на сцену, дабы усилить эффект присутствия и добавить реализма в сюжет. Однако никаких сопровождающих изображений не было, был лишь солидного вида мужчина в очках, двигающий ртом и руками на протяжении 2 часов. Речь его не особо эмоциональна, но и не скучна. Жестикуляция умерена и сдержана - сразу видно, профессионал телевизионщик.
Вести свой монолог он может бесконечно. Зрителям оставалось лишь подталкивать и направлять его на ту или иную тему своими вопросами, и молча слушать развернутый ответ.
Противником режима во времена Советского Союза Киселев не был. Единственное, что он скрывал так это то, что слушал по ночам BBC, о чем доходчиво рассказал нам в стихотворной форме: "Есть обычай на Руси - ночью слушать BBC".
В общественное телевидение в России Киселев не верит, объясняя это тем, что у ТВ должен быть определен хозяин, то бишь заказчик. Люди в данном случае заказчиком быть не могут, потому что им это просто не нужно.
"В Англии люди готовы платить за общественное телевидение, а в России люди не платят даже за газ, за воду, за свет..." .
После разговора об общественном телевидении сразу же последовал вопрос о телеканале "Дождь", на что Киселев ответил, что ему нравится этот канал, и что на "Дожде" чувствуется та же атмосфера, что и на НТВ до разгона. "В воздухе разлито что-то такое, что не хочется оттуда уходить", - говорит Киселев.
Были вопросы и про нынешнее НТВ, в ответе на которые Киселев рассказал стихотворение Павла Лобкова, также недавно ушедшего с телеканала: "в проститутку в подворотне тычет ножик маньячина// НТВ вас поздравляет с днем святого Валентина". Также Киселев высказался об одном из последних "детищ" НТВ: "анатомия протеста, сделанная на коленке, дурно пахнет". В целом, "от НТВ остался труп", но есть отдельные программы, как "центральное телевидение", которыми он доволен.
О своей нынешней работе Киселев рассказывает с удовольствием: "Когда я говорю российским коллегам, какая у меня там свобода, они мне попросту не верят". Однако на вопрос, есть ли цензура в его программе Киселев отвечает, что "журналистики без цензуры не бывает, также как и нет чистого металла в природе". Он говорит о том, что всегда приходится себя чем-то ограничивать. Основными критериями, влияющими на цензуру, Киселев называет рекламодателей, рейтинги и человеческую этику. "Приходится иногда звать на эфир какого-нибудь скандального гостя для повышения популярности передачи", - заключает Киселев.
Также была просьба рассказать об Украине. Киселев удовлетворил публику: "далеко уплыла Украина за эти 20 лет, конечно не так далеко, как США от Англии за 200 лет, но все же далеко. Это другая страна, с другим менталитетом, другой повесткой дня, другой политикой. Поразительно мало знают о России в Украине (Киселев принципиально говорит "в", а не "на" Украине). Например, Абрамовича узнали только после покупки им Челси. Из политиков знают Путина, Медведева, Жириновского, Зюганова. А о таких людях, как например, Кудрин даже не слышали".
Почти на все митинги Киселев специально приезжал из Киева в Москву (кроме первого, который был стихийным). Но среди политических сил ни одна его не привлекает, симпатичны лишь отдельные личности. Киселев мечтает о том, что когда-нибудь в России будет создана нормальная либеральная партия, за которую он сможет проголосовать с чистой совестью.
Не обошлось и без курьезных случаев. Так, один немолодой мужчина попросил прокомментировать мысль, озвученную в книге Александра Коржакова, о том, что Киселев был завербован КГБ. Киселев попытался доходчиво объяснить всю глупость данного высказывания, приведя в пример газету "День" Александра Проханова, которая утверждала, что Киселев завербован ЦРУ и Массадом. Позже Киселев сказал, что "комментировать то, что пишут господин Проханов или господин Коржаков, считает ниже своего достоинства". Однако свою причастность к КГБ не отрицает и не скрывает, говоря, что, когда его отправляли в Афганистан, особого выбора у него не было: "На листке должна была быть или моя роспись, или мои мозги".
Также смех зала вызвала девушка Татьяна, заявившая, что "она слышала, что во время штурма Белого дома по всем каналам крутили Лебединое озеро". Она сомневалась в достоверности этого факта и хотела, видимо, узнать сакральный смысл балета во время такого важного события.
Среди запоминающихся и выдающихся фраз, произнесенных Киселевым за этот вечер, присутствуют такие фразы как:
".. Я был тогда мальчишкой - мне было чуть за 30 лет.."
"..Во "взгляде" были тогдашние хипстеры: Захаров, Любимов, Листьев..."
"..я смотрю новости, не ради новостей, а чтобы узнать, куда ветер дует...."
"Люди, вышедшие во время путча на баррикады, - наиболее благодарные зрители программы "Время""
"Russia today - выполняет функцию АПН, то бишь внешнеполитической пропаганды"
"свободу журналистам дал Горбачев, он же потом пытался ее отобрать"
"свобода, спущенная сверху, всегда имеет серьезные ограничения".
Так как сам Евгений Алексеевич никуда не торопился после лекции, но его торопила куратор встречи, то поговорить после лекции было весьма проблематично. Главное тут было вовремя закинуть удочку, то бишь вопрос. В то время как куратор уже оттаскивает Киселева от любопытных слушателей, успеваю задать ему вопрос: "Евгений, можно коротко: пошли бы работать в российские СМИ?". Евгений Алексеевич отодвинул спутницу в сторону, степенно подошел ко мне поближе и начал диалог. Он сказал, что это напоминает ему одну историю. История была о том, как профессиональный сват пытался жениться на дочери ортодоксального еврея. В качестве первого, как я понял, выступает сам Киселев, а ортодоксальный еврей - это наши СМИ и российское телевидение в частности. После он добавляет: "были бы предложения..", на что я моментально предлагаю помечтать и представить, что все двери открыты, и выбор остался за Киселевым. "Ну, учитывая не лучшее состояние российских СМИ сейчас.... все же - "Дождь", - говорит мне, уже уходя, Евгений Алексеевич.
В разговоре Тет-а-Тет Киселев предпочитает держать близкую дистанцию к собеседнику, незаметно сокращая твое личное пространство; и вот, к концу вашего диалога ты осознаешь, что последние пару предложений твоя голова была на расстоянии ладони от его. Но это ничуть не отпугивает. Киселев обладает врожденным умением располагать к себе, так что никакого дискомфорта от общения с ним я не получил. А даже наоборот был ему благодарен.