Общество

Евразийский Союз – капкан или покаяние Путина

0 487

Темури Авалиани

В одном из интервью международному еженедельнику «Запад-Восток» (США) от 17 октября 2010 года на вопрос журналиста: «Как Вы оцениваете шансы Путина на возвращение на Российский престол?», я отвечал – «Путин вернется когда он захочет, тем более в 2012 году… Если Путин, в первую очередь, сам не модернизируется и не перестроится на 180 градусов, не заберет из прошлого «оставшуюся вторую ногу», второе его пришествие грозит миру и самой России глобальными катастрофами. Он должен отказаться от маниакального стремления восстановить Российскую империю в границах СССР, от гитлеровских планов поглощения Европы и обязан изменить отношение к США. Путину придется реально оценить создавшееся положение после распада Советского Союза. Понять, наконец, что ни одно из образовавшихся государств не хочет отказываться от своей независимости и свободы, от своей территориальной целостности. Российское руководство официально, на весь мир должно объявить, что оно не собирается расширять российские границы за счет соседних государств. Что Россия всеми средствами будет содействовать урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве и хочет устанавливать со всеми государствами, в прошлом - частями СССР, равноправные отношения, не вмешиваясь в их внутренние дела. Такое заявление от России снимет многие вопросы... Сделать такое заявление я предлагаю Российским властям уже в третий раз».

И Путин вернулся… Предстоящие «выборы» - это простая формальность. По заявление Медведева (которому не хватает КГБ-шной закалки), он и Путин еще четыре года назад «договорились» (причем здесь выборы и российский народ?) об этом. Жаль, что «такие выборы» проводятся в одной из Великих стран мира, одним из влиятельных игроков международной политики – где всякие политические события становятся простым фарсом и обманом российского народа.

И Путин сделал заявление… Одновременно он представил проект «О создании мощного наднационального объединения – Евразийского экономического союза. Несмотря на некоторые спорные формулировки и предложения в Путинском проекте, он выглядит прогрессивно и конструктивно. Видно, что автор статьи стараясь исправить свой испорченный имидж перед мировым сообществом и падающий рейтинг внутри страны, выпустил документ, сравнимый с политическим манифестом. От России, от Путина этого никто не ожидал.

И каковы эти позитивные сигналы в статье Путина?

1. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и Азией.

2. Евразийский Союз – это интеграция для развития экономики, а не для военно-политического противостояния.

3. Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что осталось в прошлом.

4. Наши соседи боятся, что их возможное участие в этом проекте будет противоречить их европейскому выбору, это «ложная развилка» - пишет Путин. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский Союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.

В статье предлагается создание единого экономического пространства, создание благоприятных условий для инвестиций, борьба против коррупции, открытие границ и свободное перемещение для граждан государств–членов союза с целою поиска работы, для учебы, для создания бизнеса, и вообще предлагаются такие условия, которых даже не было при Советском Союзе.

Слов нет… Человек изменяется, модернизируется, думает прогрессивно и современно… Но, меня настораживает то, что однажды Путин как-то сказал: «Слово - это способ скрыть свои мысли». И что это? Сокрытие своих мыслей, обман, капкан или покаяние Путина за содеянное им на постсоветском пространстве за 12 лет его присутствия в большой политике?

Академики РАН задаются вопросом: «Почему Россия, Путин платят такую цену за интеграцию этих слаборазвитых стран. Но российский политолог Никонов возражает: «Там все рассчитано и не мешайте властям осуществлять этот проект».

Но пока, на этом этапе, наши подозрения и сомнения беспочвенны – ведь впереди подготовка договора и устава этой организации, политические встречи и подписи под этими документами… Все выяснится, все встанет на свои места.

Несмотря на положительную оценку статьи Путина, там есть такие пункты, с которыми невозможно согласиться. Это касается оценки деятельности СНГ. Г-н Путин пишет: «СНГ приносит и пользу входящим в него государствам и остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения по ключевым проблемам, стоящим перед нашими регионами». Вот здесь премьер России вновь выступил в своем амплуа. Грузия почти 14 лет была членом этой организации, кастрированной Россией, и ни Шеварднадзе, ни Саакашвили не могли добиться обсуждения грузинских конфликтов на встречах глав государств СНГ. Каждая попытка обсудить эти легко решаемые вопросы мирным путем грубо пресекалась сначала Ельциным, а потом и Путиным. Чтобы обсуждение постсоветских конфликтов (Грузинских, Азербайджанских, Молдавских) не стояло вообще на повестке саммита Глав Государств, Россия фактически уничтожила эту организацию и сделала ее ареной конных скачек. Параллельно Грузии часто устраивали политические и экономические блокады, обвиняли во всех грехах, скотовозами высылали грузин из России, запрещали вино и минеральные воды, велась широкомасштабная информационная война с разжиганием межнациональной розни между грузинским народом с одной стороны и абхазами, осетинами и русскими с другой. Нарушая международные нормы, Россия предоставляла российское гражданство населению Абхазии и Южной Осетии без согласия Грузии. Также Россия односторонне нарушала все соглашения в рамках СНГ, в том числе по сепаратизму, и довела эти конфликты до горячей войны. Своим активным участием выгнала грузинское население (около 300 тысяч человек) из этих регионов, объявила их «независимость» и оккупировала эти «независимые государства». Сегодня русско-грузинская граница находится в 40 км. от Тбилиси. Вот такой след и память оставило у Грузии хваленное Путиным Содружество Независимых Государств, у которого несомненно изначально был более высокий потенциал и перспективы для экономического и политического сближения, чем у нового изобретения Путина – Евразийского союза.

На днях при встрече верховного главнокомандующего Российской армии Медведева с военными выяснилось, что на Грузию напали и оккупировали главным образом для того, чтобы противостоять распространению НАТО на восток и добиться того, чтобы Грузия не стремилась в НАТО. Какая разница между сегодняшним Путиным и Владикавказским Медведевым – один разрешает свободный выбор государствам, другой запрещает огнем и мечом.

Кроме субъективной оценки СНГ, нам в статье Путина не нравится словосочетание «наднациональное объединение». Также весьма проблематично предложение о создании единой валюты, ведь Россия сегодня находится в первых рядах самых коррумпированных стран мира. И руководство страны и российская общественность переживают за это, но бескомпромиссная борьба все же не ведется. Серьезно стоит вопрос межэтнических отношений. Национальные, фашистские организации вряд ли дадут Путину возможность открыть границы и добиться гармонии между русскими нацистами и гражданами других стран, приезжающими в Россию для учебы и работы. Доверие арбитражному суду или «собственному суду по правам человека» будет равно нулю, пока в нем участвуют сегодняшние русские функционеры, не признающие права около 300 тысяч человек грузинского населения, которые изгнаны из своих домов и им всячески препятствуют в возвращении к своим очагам.

Эти и другие вопросы, которые определяются фактором сегодняшней России, ее бюрократическим и коррумпированным чиновничеством, будут серьезной преградой для членства многих стран в этой организации, помехой в доверии России опять возглавить «нерушимый союз».

Мы думаем, что для осуществления такого ответственного проекта в первую очередь должна преобразоваться сама Россия – не сразу, поэтапно: постепенно дать свет демократии, разрешить создание гражданского общества, дать оппозиции возможность нормально функционировать и объявить решительную борьбу с коррупцией, с нарушением прав человека, с фашиствующими элементами и организациями, поддерживающими межнациональные распри. Провести прозрачные выборы, освободить суды и правоохранительные органы от диктата и выпустить, наконец, Ходорковского из тюрьмы. С политической сцены должны уйти люди с определенным диагнозом типа Жириновского и Онищенко, оскорбляющие народы и целые государства, сеющие межнациональную рознь.

Международное сообщество, ООН, Европейские институты, НАТО после российской агрессии, раздробления Грузии, объявления сепаратистских регионов «независимыми государствами» и оккупации этих территорий, как и до войны, так и после, проявили нерешительность и не поддержали Грузию на должном уровне. Не приняли политические и экономические санкции, другие эффективные меры воздействия к российским агрессорам. Как-то получается, что «Дело Магнитского» имеет большее значение для мирового сообщества, чем захват Россией грузинских территорий. Одна моя статья была озаглавлена так – «Утраченные надежды Грузинского народа», это вполне соответствует нашему сегодняшнему настроению.

В моих последних статьях я часто обращался к мировому сообществу, совету безопасности ООН и даже к Российским руководителям проработать план безопасности и защиты молодых государств, образованных после распада СССР. Создать единое экономическое пространство и возобновить разрушенные экономические связи. Найти ключ к решению грузинских проблем и защитить Грузинское государство от ежедневно ожидаемой российской агрессии. Статья Путина, особенно его Евразийский проект, обнадеживают нас в этом направлении, и если его статья не содержит «скрытых мыслей» и это не предвыборный пиар, то это – большой прогресс в становлении этого проблемного и сложного политика. Надо верить, что эпоха «приползания и поглощения» уходит в прошлое и в российской дипломатии появляются новые подходы к вновь образованным государствам после распада Советского Союза. Резкое ухудшение отношений России с международным сообществом, доведенное до грани холодной войны, следствие не только проблем по ПРО и возвращения Путина на «престол», но и результат грузинского вопроса, в котором у России нет никакого оправдания и поддержки. Титул агрессора и оккупанта территории маленькой страны и в будущем будет тяжелым бременем лежать на российской внешней политике.

Статья г-на Путина привела меня к мысли о возможности достижения компромисса между Россией и Грузией: Россия полностью выполняет условия августовского договора, подписанного Российским и Французским президентами в 2008 году по Грузии, и выводит свои войска с оккупированных территорий; разрешает лицам, подвергшимся этнической чистке, вернуться в свои дома; не мешает, а вместе с мировым сообществом помогает восстановить территориальную целостность Грузинского государства, допустим на федеральной основе. Со своей стороны Грузия параллельно обсудит вопрос о своем членстве в Евразийском экономическом союзе (мы придерживаемся своей экономической программы и ни у кого не просим помощи). При изменении политического климата в России можно обсудить и наше отношение к НАТО.

Мирное разрешение грузинских конфликтов, созданных Россией, полностью зависит от самой России. Если Россия хочет мира, спокойствия и нормального экономического и политического сотрудничества в этом регионе, она должна идти на переговоры и компромиссы по решению грузинского конфликта.

Грузия маленькая страна, но членство Грузии в Евразийском экономическом союзе означает, что путинский проект состоялся.

Грузия Online