Общество Экономика

Европа движется к бюджетному краху

0 1929

По мере приближения рождественских праздников британцы ожидают не столько удовольствия от индейки, сколько почти неизбежной боли от того, что им выщиплют перья. Так утверждает обозреватель Bloomberg Макс Хастингс.

«Двадцать шестого ноября канцлер казначейства от Лейбористской партии Рэйчел Ривз представит бюджет. По её признанию, он в значительной степени направлен на сокращение кошельков британцев. Ходят слухи о возможном повышении подоходного налога, серьёзном ударе по состоятельным слоям населения, новых налогах на имущество и даже возможном введении налога на основные средства», — отметил Хастингс.

Такие меры стали необходимы из-за настолько глубокой чёрной дыры в государственных финансах Великобритании, что журнал The Economist недавно заявил о банкротстве правительства. Проценты по долгам поглощают бóльшую часть государственных доходов, чем оборона, инфраструктура или образование. Более половины британцев получают от государства больше денег, чем платят в виде налогов.

Общая проблема Европы

Великобритания далеко не одинока в затруднительном положении. В августе канцлер Германии Йоахим-Фридрих Мартин Йозеф Мерц проявил мужество и признал, что расходы страны на социальное обеспечение стали непосильными.

Фридрих Мерц. © wikipedia.org

«Мы просто больше не можем позволить себе имеющуюся сегодня систему. Это потребует болезненных решений и сокращений», — заявил Мерц.

Франция является страной с самыми высокими социальными расходами в Европе. Однако её граждане выходят на демонстрации и даже бунтуют, протестуя против попыток президента Эммануэля Жан-Мишеля Фредерика Макрона повысить пенсионный возраст с абсурдно низких 62 лет до 64 лет. Премьер-министр Себастьен Лекорню столкнулся с жёстким сопротивлением со стороны крайне левых и крайне правых. Теперь он предлагает приостановить реализацию этой скромной меры до следующих президентских выборов, которые должны состояться в 2027 году.

Нет признаков улучшения

Год назад президент Европейского центрального банка Кристин Мадлен Одетт Лагард предупредила, что социальные программы всех крупнейших европейских стран находятся под угрозой. С тех пор ситуация только ухудшилась. Однако нет никаких признаков того, что слабые политические лидеры смогут убедить избирателей в необходимости довольствоваться малым.

Среди широких слоёв населения царят чувство обиды и убеждённость, что их наказывают за преступления, которых они не совершали. Крайне правые партии эксплуатируют данное ощущение, обвиняя иммигрантов в отвлечении ресурсов, по праву принадлежащих коренным жителям.

Многие из тех же сил действуют и в США. Но государственные финансы Америки защищены её ролью поставщика мировой резервной валюты и колоссальной экономикой, остающейся устойчивой даже в условиях создаваемого нынешней администрацией стресса. Американские технологические гиганты генерируют новое богатство в почти невообразимых масштабах. И нигде на континенте не наблюдается признаков появления их конкурентов, хотя сумма экономик сопоставима.

Тем временем немецкая автомобильная промышленность, десятилетиями обеспечивавшая процветание страны, находится в опасном положении из-за высокой стоимости рабочей силы и дороговизны энергоносителей. Европейский бизнес платит за энергоносители в среднем вдвое больше, чем американский. Большинство британских компаний платит за них в четыре раза больше американских благодаря экстравагантной зелёной политике.

Есть исключение

Италия — единственная крупная европейская страна, которая может сопротивляться тенденции к параличу правительства. Некогда считавшаяся крайне правой активисткой премьер-министр Джорджа Мелони только что завершила третий год пребывания у власти, добившись заметной стабильности. Стоимость заимствований и уровень безработицы в Италии снизились, а налоговые поступления выросли. Бюджетный дефицит страны сократился вдвое.

Было бы ошибкой переоценивать успехи Италии, но страна больше не воспринимается как неудачник. Рейтинг одобрения Мелони составляет 45%, что значительно выше её коллег из Германии, Франции и Великобритании. Автор итальянской газеты Il Tempo с гордостью отмечает: «По сути, мы наблюдаем новое восприятие нашей страны как внутри неё, так и за пределами».

Содержание бездельников за счёт чужого будущего

Что касается Великобритании, то многие люди глубоко угнетены перспективой повышения налогов. Такой шаг ударит не только по их карману, но и по перспективам их детей и внуков, поскольку значительная часть собранных денег будет поглощена процентами по долгам или безрассудными выплатами по социальному обеспечению.

Ошеломляющая доля британского населения (почти 9,4 миллиона) экономически неактивна, в дополнение к 1,6 миллиона безработных, что составляет пятую часть трудоспособного населения. Государство платит им, чтобы они не работали.

Конечно, некоторые из них имеют физические ограничения или ухаживают за инвалидами или пожилыми членами семьи. Но многие молодые бездельники просто отказываются от традиционной социальной жизни и построения карьеры в качестве самостоятельно обеспечивающего себя члена общества. Некоторые страдают от тревожных состояний, делающих их неспособными к ежедневному труду. Из-за подобных предполагаемых проблем со здоровьем осталось без работы на 800 тысяч человек больше, чем в 2019 году.

Очевидная неспособность любого британского правительства справиться с безумными цифрами, сократить государственные пособия по безработице, повысить стагнирующую производительность труда в стране тревожит всех, кто размышляет о будущем британской экономики. Сменявшие друг друга консервативные премьер-министры не сделали ничего эффективного с 2010 по 2024 год. Лейбористы находятся в ещё худшем положении. Возглавляемые премьер-министром Киром Родни Стармером депутаты парламента либо отклоняют все сокращения социальных программ, либо угрожают отменить их.

Кир Стармер. © wikipedia.org

Не разбирающиеся в математике левые законодатели требуют, чтобы правительство продолжало трясти денежный ящик с целью поддержать менее обеспеченных граждан, облагая карательными налогами тех, кого они называют богатыми, включая значительную часть британского среднего класса.

«Классовая борьба вернулась настолько, что поражает тех, кто считал, будто Лейбористская партия навсегда отказалась от тяжёлого социалистического прошлого, когда Энтони Чарльз Линтон Блэр стал премьер-министром в 1997 году», — пояснил эксперт.

Дорога в бездну

Катастрофически ошибочно рассматривать государственное социальное обеспечение и здравоохранение как абсолютные и неограниченные права, не налагающие на человека никакой ответственности, пусть даже посредством ежедневной работы и уплаты налогов. В этом уверен Хастингс. Однако национальные лидеры по всей Европе не могут честно объяснить это и сдерживают рост налогов, отбивающий желание работать.

Мерц прав, когда сказал немцам, что их экономический рост больше не может покрывать социальные расходы. То же самое касается большей части остальной Европы. Задача европейских лидеров — донести эту правду до избирателей, которые не желают слышать её.

Бывший премьер-министр Италии и президент ЕЦБ Марио Драги давно утверждал, что каждый крупный политик в Европе понимает, что нужно сделать для восстановления порядка в государственных финансах. Но ни один не знает, как после этого переизбраться. Это и по сей день так. Мало кто в Британии верит, что бюджет ноября будет содержать значимые обязательства по сокращению государственных средств, выделяемых десяткам миллионов человек.

«Вместо этого слабый канцлер в слабом правительстве выберет мягкий вариант. Она возьмёт больше денег у работающих людей, чтобы баловать неработающих граждан. Великобритания, как и бóльшая часть Европы, продолжит тащиться по экономическому пути, в конечном итоге ведущему к краху», — заключил автор статьи.