Экономика

Европа может хорошо «заработать» на часто летающих пассажирах

0 1459

Налог на часто летающих пассажиров в Европе может замедлить глобальное потепление и принести 64 миллиарда евро в год без дополнительных затрат для большинства людей, подсчитали аналитики Фонда новой экономики (NEF).

По их оценкам, выбросы углекислого газа от самолетов могли бы снизиться на 21%, если бы людей заставляли платить больше за каждый дополнительный рейс, который они совершают в течение года после первого перелета туда и обратно. Чуть более половины выгод в данном случае поступило бы от 5% людей, которые летают чаще всего, в то время как большинства остальных граждан это не коснется.

Сбор с часто летающих пассажиров позволил бы привлечь денежные средства, которые можно было бы инвестировать в поезда и автобусы, одновременно сократив «чрезмерные» перелеты для самых богатых, считает соавтор отчета Магдалена Хойвизер.

«Прямо сейчас не имеет значения, летите ли вы навестить свою семью впервые за много лет или совершаете десятый ежегодный рейс в свой роскошный дом на побережье — вы будете платить одинаковый налог за этот перелет», — сказала она The Guardian.

Этот первая оценка потенциального действия налога для часто летающих пассажиров в Европе. По расчетам CE Delft, это приведет к сокращению числа пассажиров в 2028 году на 26%. Предполагается, что сбор будет увеличиваться на 100 евро за каждый обратный рейс, с надбавками за более дальние расстояния и перелет первым классом.

В AdaStone Law изучили юридические последствия и пришли к выводу, что предложение соответствует законодательству ЕС и национальным законами, хотя строгие законы о защите данных могут вызвать проблемы, когда продавцы билетов будут указывать цены покупателям.

© Коллаж/Ridus

Больше всего пострадают богатые люди, поскольку они летают чаще. По данным исследования, только 15% домохозяйств с годовым доходом ниже 20 тысяч евро летают достаточно часто, чтобы платить предлагаемый сбор, а среди домохозяйств с доходом выше 100 тысяч евро таких 63%.

Авиационные выбросы растут, но полеты по всему континенту по-прежнему в значительной степени субсидируются. Авиакеросин не облагается топливными пошлинами, билеты на самолет обычно не облагаются НДС, а большая часть выбросов в результате полетов не включена в систему торговли выбросами ЕС, которая устанавливает цену за загрязнение планеты.

В отчете отмечается, что общеевропейский налог был бы идеальным инструментом для борьбы с растущим загрязнением окружающей среды в секторе, хотя для этого потребовалось бы единодушие среди государств-членов, а в области налоговой политики его достичь особенно трудно. Отдельные государства-члены или небольшие союзы стран могли бы сделать первый шаг, предполагают авторы обзора, но не называют конкретных государств и не рассматривают вопрос о том, как подобные действия повлияют на рынок.

Эксперты в области энергетики называют синтетическое топливо, электрические самолеты и более эффективную эксплуатацию многообещающими решениями для декарбонизации авиации, но говорят, что технологические препятствия намного серьезнее, чем в большинстве секторов экономики.