Европа перестала покупать российскую нефть. По данным Bloomberg, уже в понедельник, 9 марта, два крупнейших мировых нефтетрейдера Vitol и Trafigura Group не смогли найти покупателей на Urals. Не было их и в среду, несмотря на скидки в 3—3,1 доллара к Brent, подхватывает Reuters, поскольку даже с таким дисконтом Urals стоит на 7 долларов дороже саудовской нефти.
Аттракцион невиданной щедрости Саудовская Аравия объявила в субботу после провала переговоров ОПЕК+, где Россия отказалась от дополнительного сокращения добычи. В ответ саудиты заявили о намерении нарастить производство черного золота и о резком снижении отпускных цен на всех рынках. При этом максимальный дисконт Saudi Aramcо дала европейским покупателям, традиционно ориентированным на Россию.
Чем ответит Россия?
© Коллаж/RidusСаудовская Аравия предоставила скидки европейским покупателям не на пустом месте: около половины всего экспорта нефти из России направляется в Европу, так что рынок является крайне важным для страны, отмечает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.
Другой вопрос, как долго саудиты смогут поддерживать текущие низкие цены, ведь комфортной ценой для их бюджета является уровень в 78 долларов за баррель. Да и курс у арабских стран фиксированный, в отличие от России, так что проблем у них должно возникнуть гораздо больше, чем у Москвы, причем в самое ближайшее время, — добавляет он.Кроме того, содержание серы в Arab Light около 2%, а в Urals — около 1,6%. Это может заметно снизить интерес покупателей к саудовскому сырью, полагает эксперт. Еще один важный момент для НПЗ — возможность закупать нефть на долгосрочном интервале, что вряд ли возможно при сотрудничестве с саудитами.
У них нет ни возможности нарастить добычу до необходимого уровня, ни достаточного парка танкеров для транспортировки, — поясняет аналитик.По его словам, падение курса рубля помогло частично снизить давление на российские компании, но дальше им, конечно, придется пойти на снижение отпускных цен, благо логистика это позволяет: высокопропускные трубопроводы и удобно расположенные порты. Путь нефти из Саудовской Аравии занимает гораздо больше времени и обходится экспортерам дороже.
Минимальная цена для крупнейших отечественных игроков — около 12 долларов, так что аналогичного демпинга, с целью выбить саудитов из Европы, можно ожидать и со стороны России, — допускает Дадашев.Как долго продержится демпинг?
© Коллаж/RidusСаудовская Аравия не сможет демпинговать продолжительное время, поскольку ее бюджет в большей мере, чем российский, зависит от цен на нефть, соглашается ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, для России комфортный уровень цены на нефть — 40 долларов за баррель, а для Саудовская Аравия — около 70 долларов за баррель.
Поэтому говорить о долгосрочных уступках не приходится. В свою очередь, комфортный диапазон цены нефти в рублях — около 2100 за баррель, соответственно, при текущем курсе доллара США цены могут быть на уровне 28,96 доллара за баррель. То есть запас для дальнейшего снижения российская сторона тоже имеет. Очевидно, что в случае дальнейшего падения нефтяных котировок рубль также подстроится, — рассуждает эксперт.Ответные действия с российской стороны могут последовать в ближайшее время, полагает он. Глава Минэнерго РФ Александр Новак планирует на еженедельной основе встречаться с российским нефтяниками. Очевидно, что на этих встречах будет вырабатываться стратегия реализации, а также увеличения добычи нефти. Ранее министр энергетики говорил, что добыча в РФ в апреле может вырасти на 0,2 миллиона баррелей в сутки, а в течение нескольких месяцев — на 0,5 миллиона баррелей в сутки.
По мнению аналитика, немаловажным козырем России перед Саудовской Аравией также является тот факт, что экономика саудитов практически ничего не производит, кроме нефти и ее переработки, в то время как доля продаж от нефти в ВВП России составляет всего 9—11%, в зависимости от года. Это говорит о большой зависимости бюджета Саудовской Аравии и от нефтяных доходов, и от иностранной валюты, на которую покупаются все товары, не производящиеся в стране.
Чьи нервы окажутся крепче?
© Коллаж/RidusСаудиты терпят добровольные убытки, но если им это по какой-то причине нравится, это их проблема, а у России достаточно большая валютная кубышка, чтобы не транжирить по бросовой цене богатство своих недр, на добычу которого еще и потрачены средства, считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
Если это будет рационально, то российские компании спокойно могут держать добытую нефть про запас хоть полгода, а пока притормозить поставки или даже добычу, — уверен он.Но и саудиты почти наверняка с такими невероятными скидками от и без того низкой цены готовы поставлять не всю свою нефть, а лишь небольшую часть, чтобы «прикормить» на время покупателей, предполагает эксперт. А дальше опять включатся рыночные механизмы, и у тех же самых европейских покупателей найдутся заказы и для российских поставщиков. Поскольку российская и саудовская нефть имеют разные характеристики, переработчикам пригодится и та и другая.
Аналитик также не исключает, что подобными информационными вбросами сами европейцы пытаются под шумок сбить цены на поставки. При этом он убежден, что нефтяные цены отскочат к уровням выше 50 долларов за баррель гораздо раньше, так что арабские компании еще пожалеют, что неоправданно демпинговали.
По словам эксперта, ущерб мировому спросу от приостановки производств и перевозок на карантин оценивается сейчас по самому жесткому варианту не более чем в 4,5 миллиона баррелей в сутки, а это всего только 5% от общего объема ежедневных мировых поставок. МЭА пока оценивает вероятный спад мирового спроса на конец 2020 года в 900 тысяч баррелей в пессимистичном сценарии. Затоваривания особого за океаном тоже пока не наблюдается: с начала года запасы в хранилищах США почти не приросли.
На фоне таких цифр из реального мира обвал электронно-бумажных нефтяных котировок чуть ли не вдвое выглядит абсолютно панически-спекулятивным неадекватным рыночным движением. Оно будет вскоре отыграно как минимум на две трети назад, даже если по дороге к прежним ценам нефти еще „помогут“ переписать пару раз минимумы ниже 30 долларов за баррель, — заключает Пушкарев.