В конце октября европейский парламент одобрил тотальный запрет на производство и использование на территории ЕС одноразовых пластиковых изделий — посуды, палочек для воздушных шаров, трубочек для напитков, ватных палочек. Норма вступит в силу в 2021 году. Использование предметов, которым трудно найти альтернативу, например контейнеров для еды и овощей, должно быть сокращено к 2025 году. Одновременно планируется вдвое снизить использование пластика в сигаретных фильтрах, а к 2030 году этот показатель должен уменьшиться на 80%.
Примечательно, что от идеи до ее одобрения прошло совсем немного времени — около полугода (инициатива была предложена в мае). Правда, нововведение еще должны поддержать национальные парламенты стран ЕС, но, похоже, Европа всерьез настроена отказаться от пластика настолько, насколько это в принципе возможно в мире, где из полимерных материалов строятся даже самолеты. И ее можно понять. Масштабы «пластиковой» проблемы действительно потрясают.
Примерно в то же время, когда европейские парламентарии выносили свой вердикт, мир облетела шокирующая новость: австрийские ученые обнаружили микрочастицы пластика в организмах людей! Кстати, среди тех, у кого брали пробы в рамках исследования, были и россияне.
Микропластик устойчив к самым изощренным системам очистки и в той или иной мере присутствует практически везде: мы едим пластик, пьем пластик и дышим пластиком. Об островах пластикового мусора уже ходят легенды. Самый большой — в Тихом океане: по размеру его площадь превышает территорию Франции и продолжает расти. А о том, что пластик разлагается сотни лет, знает сегодня каждый школьник.
© visualhunt.comКуда потечет пластик из Европы?
Казалось бы, новый европейский закон можно только приветствовать, но российские эксперты бьют тревогу. Законы бизнеса тоже пока никто не отменял. И возникает вопрос: куда производители изгоняемого пластика будут пристраивать свое оборудование. Уничтожать? Это крайний вариант, да к тому же весьма затратный. Уж лучше продать, пусть даже за полцены, в третьи страны, где подобных запретов еще нет. Россия — как раз среди них. Здесь возможность ограничений в использовании пластика еще только обсуждается, так сказать, в первом приближении.
Между тем уже сегодня всего 12% одноразовой посуды в стране делается из бумаги, все остальное — пластик. И с 2000 года выпуск пластиковых столовых приборов ежегодно увеличивается на 25%. При этом рынок многоразовой стеклянной и фаянсовой посуды фактически стагнирует, рассказала член общественного совета Минприроды России Елена Есина на круглом столе в «Парламентской газете», посвященном этой проблеме. По ее словам, чтобы зайти на российский рынок пластиковой посуды, нужно в самом экономичном варианте 100 тысяч долларов, при этом прибыль только от производства пластиковых стаканчиков — 20—25 тысяч долларов в год.
Поэтому, если брать во внимание ограничительные меры, вводимые против этой продукции во многих странах мира, есть риск, что пластик заполонит российский рынок, — предупредила эксперт.К слову, некоторые регионы ЕС работают с опережением. Так, на островах Балеарского архипелага (Испания) купить одноразовую посуду не из биоразлагаемых материалов будет невозможно уже к 2020 году. А штраф за нарушения по захоронению пластиковых отходов для организаций составит около миллиона долларов.
© visualhunt.comУдарить рублем
Пока еще есть время, России необходимо предусмотреть какие-то заградительные меры на пути этого потока, в частности по линии таможенного и экономического регулирования, призывают специалисты. В той же Европе определенные напитки известных марок разливаются только в стеклянную или жестяную тару. И дело не только в экологической сознательности глобальных брендов. Просто там более высокие ставки акциза на упаковку в пластике.
Главное «оружие» пластика — его копеечная себестоимость. И сегодня, когда доходы россиян неуклонно снижаются, а инфляция даже официальная еле-еле укладывается в «прокрустово ложе», указанное Центробанком, соблазн затормозить рост цен за счет упаковки будет трудно преодолеть.
Сейчас ячейка для яйца может быть как пластиковой, так и бумажной. И пока мы наблюдаем, что бумажной все больше становится. Но если придет оборудование и будет дешевле выпускать пластик, у производителей возникнет экономическая целесообразность переходить на пластиковую упаковку, — поясняет председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.Нужны ограничивающие стимулирующие меры, чтобы пластик конкурировал с другими материалами, говорят эксперты. Тем более что в отличие от того же стекла или металла он практически не используется во вторичной переработке. Опять же, из-за ничтожности себестоимости производства полимерных изделий, которая делает процесс сбора, сортировки и всех последующих манипуляций с пластиком более дорогим, по сравнению с первичным сырьем, и потому экономически нецелесообразным.
Если бы одноразовые полимерные изделия были выгодны во вторичной переработке, в ЕС бы этим занимались. Они не зря вводят категорический запрет, — отмечает профессор кафедры системной экологии РУДН Владимир Тетельмин.Кстати, именно поэтому раздельный сбор мусора, который так безуспешно пытаются внедрить в России, вовсе не является панацеей в борьбе с пластиковыми отходами. Это, конечно, не означает, что он вовсе бесполезен. Но это — лишь элемент большой комплексной задачи, и далеко не самый главный. Важен не только раздельный сбор, но и понимание, как это можно использовать. Например, в Екатеринбурге из вторичных ресурсов, в том числе пластика, делают малые формы благоустройства, и город это применяет в своем городском хозяйстве.
© visualhunt.comРостки позитива
Безусловно, определенные изменения в отношении к пластику в России тоже наблюдаются. Так, отказ многих супермаркетов и магазинов выдавать бесплатные пластиковые пакеты продиктован, как уверяют сами продавцы, именно заботой об экологии, а вовсе не желанием «срубить» с покупателей несколько дополнительных рублей.
Во многих странах, кстати, бесплатная раздача пластиковых пакетов официально запрещена, а кое-где их нельзя даже купить. И это касается не только развитых государств. В Кению, например, полиэтиленовые пакеты даже ввозить нельзя — за это полагается штраф.
Уменьшение отходов — это лучший способ борьбы с ними. И с этой точки зрения в России тоже есть примеры для подражания. В Санкт-Петербурге недавно запретили использование пластиковой посуды на массовых городских мероприятиях.
Но пока все эти точечные инициативы выглядят как капля в море на фоне приближающегося цунами.