Запретив ввоз угля из России и готовясь к нефтяному эмбарго, Евросоюз одновременно наращивает закупки российского СПГ. Его поставки за год выросли примерно на 40%. С января по сентябрь ЕС потратил на это рекордные 12,5 миллиардов евро — в пять раз больше, чем годом ранее. Европейские покупатели пытаются заместить сокращающиеся потоки газа по трубопроводу и вряд ли объявят бойкот этому энергоресурсу.
Растущий спрос со стороны таких стран, как Франция и Бельгия, помог сделать Россию вторым крупнейшим поставщиком СПГ в Северо-Западную Европу в этом году. Она значительно уступает США, но опережает Катар, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные отслеживания судов и портов. В борьбе с энергетическим кризисом регион просто вынужден ввозить больше СПГ со всего мира, в том числе из России.
«Российский СПГ должен продолжать поступать на рынок. Он нужен в глобальном балансе СПГ, и так достаточно плотном. Я думаю, большинство европейских стран действительно счастливы закрывать на это глаза», — подчеркивает научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Анн-Софи Корбо.
Европа почти единодушно готова отказаться от российской нефти, но только Великобритания и страны Балтии прекратили покупать российский СПГ. Зато его поставки в бельгийские порты за десять месяцев 2022 года увеличились более чем вдвое, а импорт Франции вырос на 60%.
Полное эмбарго на газ из России никогда всерьез не рассматривалось, учитывая нехватку мировых поставок этого ресурса и возможность еще более жесткого рынка в следующем году. «Мы никогда не объявляли о какой-либо работе по запрету российского газа, и это не изменилось», — заявил на брифинге 25 ноября главный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер. Тем не менее ЕС предпринял усилия по поиску альтернативных источников, и сейчас на долю российского газа в регионе приходится менее 10%, тогда как в прошлом году он занимал более трети. Доля СПГ в российских поставках близка к половине.
Большинство мировых поставок СПГ заключены в долгосрочные контракты, причем продавцы часто являются крупными транснациональными корпорациями, в целом неподконтрольными правительству. Например, французской TotalEnergies SE принадлежит 20% акций «Ямал СПГ». И хотя компания приостановила новые инвестиции в России и продала некоторые активы в стране, она обязалась оставаться на Ямале, чтобы обеспечить поставки газа в Европу, пока позволяют санкции. Total также владеет 19% российского ПАО «Новатэк», которое контролирует проект.
«В нынешних условиях не может быть „хороших“ и „плохих“ СПГ-проектов», — заявил в октябре генеральный директор «Новатэка» Леонид Михельсон. Компания также наращивает мощности: уже в следующем году начнется разработка гигантского проекта «Арктик СПГ-2».
Поставки СПГ в Европу начал и «Газпром». Основной масштабный СПГ-проект холдинга «Сахалин-2» на Дальнем Востоке России обычно доставляет грузы в Азию, однако новый, меньший по размеру, объект на российском побережье Балтийского моря уже отправил свои первые партии в Грецию.
Некоторые европейские покупатели опасаются, что в будущем российское правительство может потребовать рублевых платежей за СПГ, аналогично трубопроводному газу, но пока такого решения нет. Оценить влияние растущего экспорта СПГ на российский бюджет пока сложно, но Москва получит выгоду от привлекательных рыночных цен, полагают аналитики агентства.
Но у Европы, похоже, нет иного выбора, кроме как продолжать покупать российский СПГ, поскольку энергетическая безопасность является главным приоритетом для правительств во всем регионе.