Изоляционистская политика администрации Дональда Трампа вынуждает европейских членов НАТО готовить такой сценарий, при котором ЕС будет вынужден заботиться о своей обороноспособности сам, не рассчитывая на помощь из-за океана.
Европейский союз должен укреплять свою обороноспособность, увеличивать военные затраты, чтобы быть способным действовать независимо от Соединенных Штатов, говорится в совместном заявлении, подписанном лидерами ЕС по итогам первого дня саммита в Брюсселе.
В ноябре 2017 года 23 страны ЕС подписали договор о постоянном сотрудничестве в оборонной сфере (PESCO). Согласно документу, страны ЕС будут работать в еще более тесном сотрудничестве в области безопасности и обороны. Документ был разработан по инициативе Франции и Германии. Его поддержали все страны Евросоюза, кроме Великобритании, Дании и Мальты.
Стремление «отсечь» Европу от США является одним из главных векторов политики Ангелы Меркель, и ее усилия пусть медленно, но приносят плоды, говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
В НАТО, в трансатлантическом партнерстве десятилетиями сложилось «разделение труда» в сфере безопасности. Но в последние годы саммит за саммитом европейцы смещают центр тяжести в оборонной сфере на свою сторону Атлантики. Такой точкой отсечения стал Лиссабонский договор, в котором декларируется, что Евросоюз должен стать самостоятельной единицей в области внешней и оборонной политики, — сказал ранее «Ридусу» политолог.За каждое направление этого сотрудничества назначена конкретная страна, отвечающая за его реализацию.
Это уже не политические декларации, а конкретные материальные шаги в сторону самостоятельной оборонной деятельности. Среди таких шагов — создание чисто европейской спутниковой группировки, Центра логистики в Европе для поддержки операций, создание базы обмена информацией в ответ на кибернетические атаки и угрозы и т. д. То есть ЕС создает собственную идентичность, — рассказывает Белов.В рамках этого обособления от США именно Германия продвигает необходимость увеличения оборонных расходов участников PESCO — «зря это валят на Трампа», подчеркивает он.
Хотя США сами постоянно убеждают союзников по НАТО наращивать военные расходы, когда европейцы в самом деле взялись это делать, оказалось, что Штаты становятся для Евросоюза необязательным элементом системы безопасности. В Вашингтоне не очень в восторге от того, что США светит перестать играть первую скрипку в НАТО. Получается, что своими требованиями США добились обратного результата: европейцы станут меньше тратиться на поддержание американских баз в Европе и на совместные с американцами учения, — говорит эксперт.При этом сам Берлин, будучи главным инициатором европоцентрической системы обороны, всячески отнекивается от «почетной роли» оную возглавить, спихивая эту роль Франции и другим странам. Саму же идею евроармии в августе 2016 года инициировал чешский премьер Богуслав Соботка, который высказался за создание вооруженных сил ЕС, «чтобы противостоять угрозам экстремистских боевиков, российской агрессии и кризису мигрантов».
Еще в конце 2016 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер констатировал неизбежность создания европейской армии, поскольку, по его мнению, США, с Трампом или без, в долгосрочной перспективе откажутся от обеспечения безопасности Европы.
Нам нужно дать новый ход вопросу о европейском оборонительном союзе вплоть до создания европейской армии. Это музыка будущего, и она уже звучит, только многие европейцы пока ее не слышат, — сказал тогда Юнкер.