В Санкт-Петербурге в субботу, 21 сентября, прошёл "Евровелопарад" приуроченный к международному Дню без автомобиля. В велопараде приняли участие консулы стран Евросоюза, их друзья и знакомые, сотрудники консульств, а также тысячи автомобилистов, вставших в пробке на подъездах к перекрытому по такому случаю центру города.
Организаторы Евровелопарада целых два часа, с 10 утра и до 12 дня, собирали на Дворцовой площади участников велопробега, чтобы в полдень с выстрелом орудия с бастиона Петропавловской крепости отправиться в путь по маршруту длиной в семь километров, который они преодолели за 35 минут.
Велоколонна численностью около тысячи человек растянулась более чем на километр. Центральные улицы города - Гороховую, Садовую, Невский проспект - перекрыли в направлении следования колонны для безопасного проезда сотрудников дипмиссий. Дарья Табачникова, одна из организаторов мероприятия и активист движения "Велосипедизация Петербурга", так прокомментировала этот момент: "Перекрытия, потому что дипломаты и консулы хотят перекрытий, а город не возражает."
Тут вспоминается лозунг самого экстремистского, по мнению обывателей, велодвижения "Критическая масса", который гласит: "We don't block a traffic. We ARE traffic." - "Мы не блокируем движение - мы и есть движение!"
"Велосипедистов традиционно пригласили, потому что это велопарад европейских чиновников с петербуржцами. Кстати, наши чиновники, похоже, традиционно, сливают. И вопросы по велодорожкам должны быть к ним, а не к европецам, которые на свои деньги и в выходной готовы поддержать тему развития велосипедной инфраструктуры." - пишет Дарья Табачникова (орфография автора сохранена).
К слову сказать, основной костяк велопарада действительно составляли многочисленные дипломаты и европейцы, присоединившиеся к велопробегу по зову своих консульств. Оставшуюся часть контингента представляли велосипедисты Петербурга, приехавшие "посмотреть чокак". Визуально численность велопарада оценивалась в 700-1000 человек, хотя организаторы на своей страничке написали о полутора тысячах.
Примечательно, что запланированный на следующий день велопробег "Дорогу детям", проводимый Российским союзом молодёжи совместно с Управлением ГИБДД (но без поддержки консульской массовки) и ориентированный на изучение детьми ПДД и проблему безопасности велосипедистов на дорогах, - отменили ввиду малого количества участников.
"Дипломаты и консулы стран Евросоюза покажут это на своем примере, что велосипед - это транспорт передвижения, а не спортивный снаряд. Они также покажут, что на велосипеде можно ездить не только в спортивной одежде, но и в деловом костюмах и платье", - рассказали организаторы мероприятия газете Metro. Самих дипломатов и консулов об этом похоже не предупредили, поэтому они почему-то надели футболки, лосины и джинсы.
Среди этой разномастной толпы, кстати, на 95% бывшей без шлемов, что особенно странно в свете заявленной пропаганды велосипеда как транспортного средства, ярко выделялись представители клуба молодых предпринимателей Санкт-Петербурга, которые приехали на мероприятие будучи одетыми в бизнес-стиле.
Кирилл Остапенко, директор компании "ВелоДрайв", организовавший этот бизнес-вояж: "В бизнесе главное успеть! Вот мы сегодня с друзьями приехали на велогибридах Eltreco и Montego, позволяющих как крутить педали в своё удовольствие, так и воспользоваться помощью электродвигателя. И все в деловых костюмах - хоть сейчас на совещание. А были бы на машине - стояли бы ещё в пробке где-то там".
Стартовав с Дворцовой площади с десятиминутной задержкой, колонна велосипедистов направилась по своему маршруту в сопровождении машин ГИБДД и экипажа скорой помощи.
Возглавлял колонну голландский электромобиль Nuna 6, который, к счастью, успели починить до мероприятия. Днём раньше, на презентации в ГУАП, это чудо техники отказывалось заводиться.
Характеристики устройства, на обслуживание которого требуется команда из 11 человек, не впечатляют. Запас хода всего 200 километров, заряд батарей в идеальных условиях за 45 минут, а в обычный день до нескольких часов, дорожный просвет всего 8 сантиметров, а в узкой кабине воздух нагревается до 40 градусов.
Габариты устройства тоже играют с ним злые шутки. На финише пробега это привело к велопробке на въезде в Аничков дворец. В то время, когда все велосипедисты уже должны были покинуть проезжую часть Невского проспекта, чтобы по нему можно было запустить общественный транспорт, экомобиль Nuna 6 не смог проехать в ворота, так как столбики, ограждающие въезд в бывший Дворец Пионеров, почему-то не хотели опускаться в землю, и, судя по неработающему на одном из столбов пояску светодиодов, - вряд ли были вообще в исправном состоянии. Замечу, что эти ограждения должны быстро убираться в подземные выемки для оперативного проезда скорой или пожарной машины в случае ЧП.
В итоге полицейские попросили организаторов перенести электромобиль на руках, чтобы перестать создавать пробку. К сожалению с пожарной автоцистерной такой фокус не пройдёт, и очень удивительно, что эта проблема осталась без внимания пожарных инспекторов района, особенно учитывая проведение массового мероприятия с участием иностранных лиц в здании Аничкового дворца.
Отдельно стоит обратить внимание на качество перекрытия дорог и обеспечения безопасности участников пробега. При формировании колонны на Дворцовой площади консульских работников поставили во главе велопробега, и их безопасное передвижение обеспечивали приглашённые волонтёры в жёлтых жилетах. В хвостовой же части колонны, где ехали простые горожане, был только один волонтёр, замыкающий колонну с машиной ГИБДД.
В результате этого в колонну, в которой ехали в том числе и несовершеннолетние дети, родители которых были уверены в безопасности поездки, так как организаторы обещали сопровождение ГИБДД и перекрытие дорог, спокойно встраивались автомобилисты, не изучавшие ПДД и каким-то способом проскользнувшие сквозь заслоны полиции.
Корреспонденту "Ридуса" пришлось вспомнить своё "маршальское" прошлое и, догнав один из таких автомобилей, убедить водителя не продолжать движение в составе колонны велосипедистов. Тем временем одна из организаторов мероприятия со спокойным лицом проехала мимо, не придав по-видимому особого значения движению автомобиля среди детей на велосипедах.
А на Гороховой улице, где встречная полоса является выделенной полосой для движения общественного транспорта, часть велоколонны, ехавшая без организующих движение маршалов, вообще вылезла на встречную полосу, остановив движение маршрутных автобусов с пассажирами.
Замечу, что перед стартом колонны с трибуны прозвучало много слов об экологичности велодвижения и необходимости развития велоинфраструктуры, немного проехались и по политическим мотивам, но, к сожалению, ни слова не было упомянуто о правилах движения в колонне, о том, какую часть улицы перекрывают для велосипедистов, о том, какие знаки руками следует подавать при манёврах.
Печально, что под соусом пропаганды велодвижения некоторые люди устраивают покатушки для vip-персон, не обращая внимания на неудобства, создаваемые обычным гражданам.