Почти пять лет назад компания BP предприняла амбициозную попытку «озеленить» свой бизнес. Теперь она пытается вернуться к своим истокам в качестве крупного игрока в нефтегазовой отрасли, чтобы соответствовать конкурентам, восстановить курс своих акций и развеять опасения инвесторов по поводу будущей прибыли. Ее конкуренты — Shell и норвежская государственная компания Equinor — также сворачивают планы по зеленому переходу, объявленные в начале этого десятилетия.
Эта смена векора развития отражает два основных события — шок от недавнего энергетического кризиса в ЕС и снижение рентабельности многих проектов в области возобновляемых источников энергии, особенно морской ветроэнергетики, из-за растущих затрат, проблем с цепочками поставок и технических неполадок.
Генеральный директор BP Мюррей Окинклосс планирует вложить миллиарды в новые разработки в области нефти и газа, в том числе на побережье Мексиканского залива в США и на Ближнем Востоке, в рамках своего стремления улучшить производительность и увеличить прибыль.
BP также замедлила производство низкоуглеродной продукции, остановив 18 потенциальных водородных проектов на ранних стадиях и объявив о планах продажи ветряных и солнечных электростанций. Недавно она сократила свою команду по производству водорода в Лондоне более чем наполовину — до 40 человек, сообщили Reuters источники в компании.
Но в беседах с агентством некоторые сотрудники BP выразили сомнения в том, что у компании достаточно инженеров-нефтяников, чтобы ускорить рост добычи нефти и газа после того, как с 2020 года она уволила сотни сотрудников подразделения по добыче.
Генеральный директор Shell Ваэль Саван пообещал применить жесткий подход к повышению эффективности и доходности компании и сократить разрыв в оценке с более крупными американскими конкурентами Exxon Mobil и Chevron.
Компания свернула низкоуглеродную деятельность, включая морские ветряные и водородные проекты, ушла с европейского и китайского энергетических рынков, продала нефтеперерабатывающие заводы и ослабила план по сокращению выбросов углерода к 2030 году. Shell также ищет покупателей для Select Carbon, австралийской компании, которую она приобрела в 2020 году (специализируется на разработке сельскохозяйственных проектов для компенсации выбросов углерода).
Компания Equinor, основной поставщик природного газа в Европу с 2022 года, начала пересмотр своего бизнеса в области низкоуглеродной энергетики, отменив несколько проектов на ранней стадии.
Но компании не отказываются от инвестиций в низкоуглеродную энергетику полностью. Они просто концентрируются на таких областях, как производство биотоплива, которое, по их мнению, может быстро приносить прибыль и продолжают развивать некоторые проекты в области морской ветроэнергетики. Нефтяные гиганты говорят, что готовы и дальше вкладывать средства в «зеленый» бизнес, если прибыль будет конкурентоспособной.