Семейное предприятие Мартина Бюхса в маленьком баварском городке уже более ста лет поставляет системы переключения передач и охлаждения двигателей автопроизводителям. В условиях кризиса в автомобильном секторе Европы бизнесмен пытается переосмыслить свою компанию Jopp как поставщика для одного из самых быстрорастущих промышленных секторов страны — военного.
«Мы видим много возможностей в оборонной промышленности. Наши сотрудники, как правило, открыты для новых идей, потому что их приоритетом является стабильная работа в долгосрочной перспективе», — сказал он Bloomberg.
За последние пять лет Бюхсу пришлось сократить 20% персонала Jopp из-за спада в автомобильной промышленности.
Его решение отражает растущую тенденцию в Европе, где обширные сети мелких и средних производителей борются с переходом автомобильной промышленности на электромобили, которые требуют других деталей и в гораздо меньшем количестве. Многие обращаются к оборонной промышленности в надежде заработать на сотнях миллиардов евро, которые европейские правительства выделяют на наращивание своих вооруженных сил, в то время как США отказываются от своих обязательств по трансатлантическому альянсу безопасности, существовавшему десятилетиями.
Светлый путь
Германия на этой неделе проложила путь к увеличению расходов на оборону, ослабив правила государственного долга, в то время как Швеция, Чехия и страны Балтии увеличивают свои военные бюджеты. ЕС планирует потратить 800 миллиардов евро на укрепление безопасности континента, а генеральный секретарь НАТО Марк Рютте призвал европейские страны увеличить расходы на оборону до 3,5% от их экономики.
Перепрофилировать заводы для снабжения армии непросто, требуется переоснащение оборудования и переподготовка работников. Но дополнительные деньги уже мобилизуют производителей по всему континенту.
В Германии производитель автозапчастей Schaeffler ищет партнеров в оборонной промышленности для расширения продаж, в то время как Trumpf SE + Co., промышленный производитель, известный своими специализированными лазерами, рассматривает возможность создания устройств, способных сбивать беспилотники. Венгерская компания Büttner Kft, которая ранее поставляла инструменты немецким автопроизводителям, планирует направить большую часть своих мощностей в оборонный сектор.
Во Франции компания Europlasma, разрабатывающая решения для уничтожения опасных отходов, сделала предложение о поглощении завода Fonderie de Bretagne, который поставляет литые металлические детали для Renault. Europlasma заявила, что заявка является частью стратегии диверсификации оборонного сектора, чтобы «ответить на вызов национальному суверенитету и растущему спросу в европейском масштабе».
Реальность vs иллюзии
Хотя оборонная промышленность ЕС находится на подъеме, она все еще намного меньше, чем автомобильный сектор, и может лишь частично компенсировать потерю рабочих мест и сокращение производства, которые там начали происходить. В автомобильной промышленности Европы занято около 13 миллионов человек, или примерно 7% от общего числа занятых в ЕС, в то время как в оборонном секторе занято чуть более миллиона человек.
Разговоры о том, что оборона остановит спад в автомобильной промышленности и связанных с нею отраслях, являются иллюзией, считает Юрген Кернер, заместитель главы IG Metall, крупнейшего профсоюза Германии. «Ничего из этого нельзя сделать в одночасье», — уточнил он.
Тем временем флагман европейского автопрома Volkswagen, сокращающий производство и более 40 тысяч сотрудников, открыт для использования оборонной промышленностью своих избыточных мощностей. Rheinmetall рассматривает возможность использования завода VW в Оснабрюке, Германия, для производства бронированных автомобилей, а производственная площадка Audi в Брюсселе может быть преобразована аналогичным образом, согласно планам бельгийской компании John Cockerill Defense SA.
Министр промышленности Италии Адольфо Урсо предложил перевести автомобильные заводы на оборонное производство из-за кризиса в автопроме. Этот план, обусловленный падением производства автомобилей в январе на 63% и сокращением присутствия производителя Fiat Stellantis NV на внутреннем рынке, направлен на защиту рабочих мест за счет использования влияния сектора на военные технологии.
Плюс бюрократия
Помимо технического перевооружения заводов для производства оружия, производителям приходится сталкиваться с трудоемким процессом сертификации и проверки безопасности.
По словам Кристиана Барча, главного исполнительного директора ACATO, фирмы, специализирующейся на сертификации и кибербезопасности, для прямых поставок военным или производства специализированной военной продукции требуется сертификация НАТО, которая обычно занимает от одного года до двух лет и обходится минимум в 200 тысяч евро. И этот процесс не может начаться до тех пор, пока компания не получит заказ от военных.
«В Германии процесс закупок является длительным и опасным для жизни. Компания голодает, пока не настанет ее очередь. Немецким властям требуется время, чтобы действительно сделать заказ, в течение которого компании несут издержки и не зарабатывают ни единого евро», — сказал Барч.
Поддержка для независимости
Тем не менее, если Европа хочет добиться военной независимости от США, ей необходимо будет поддерживать свои собственные компании, такие как Jopp Бюхса, в которой работает около 1600 человек по всему миру.
«Вероятно, мы сможем стать поставщиком для компаний оборонной промышленности. Мы поговорим с потенциальными заказчиками, чтобы узнать, есть ли спрос», — сказал Бюхс.
Томас Хирш, основатель немецкой компании Hirsch Engineering Solutions, уже сделал шаг вперед. Четыре года назад на долю автомобильного сектора приходилось 95% выручки его компании. Сейчас механические детали, которые производит Hirsch, используются во всем — от военной техники до спутников и ракетных двигателей.
«Работа в этом чувствительном секторе требует времени и энергии, — сказал Хирш аудитории из более чем ста предпринимателей на недавнем мероприятии, организованном торгово-промышленной палатой в Швайнфурте. — Но как только вы попадаете в систему, вы остаетесь в ней».