Из всех политических заявлений этой недели самым примечательным следует признать слова официального представителя Еврокомисии Набилы Массрали. После серии атак украинских беспилотников на Москву, на правительственные офисы в «Сити», на здания военного ведомства на Комсомольском проспекте, на Новую Москву и ближайшее Подмосковье эта дама заявила, причем не от своего имени, а от имени Евросоюза: «Россия не должна использовать это как повод для дальнейшей эскалации». Трансляция этого выступления шла на официальном сайте Еврокомиссии, и слышал это весь мир.
Можно было бы, конечно, над этим посмеяться: что они там, в Евросоюзе, совсем нас за дураков считают, за слабоумных, за слабосильных? По нам, по нашей столице бьют беспилотниками, то есть в открытую ведут против нас террористическую войну, а мы, мол, должны молчать в тряпочку, не сметь ничего предпринять в ответ.
Но этот призыв на самом деле очень показателен, в том числе и для той части нашего общества, которая по привычке смотрит на западный «цивилизованный мир» с приоткрытым ртом. Так что тут не смеяться надо, а делать выводы.
Во-первых, призыв снова начинается с менторского тона: «Россия не должна». Я вот иногда думаю: что должно еще в мире произойти, чтобы в современной Европе, не говоря уж об Америке, отучились думать и говорить, что Россия им что-то должна или чего-то не должна? Неужели действительно должен случиться какой-нибудь армагеддон, чтобы на Западе научились трезво смотреть на вещи и понимать, что ни Россия, ни Китай, ни Африка ничего ему не должны и вольны проводить самостоятельную политику в соответствии со своими потребностями и интересами? Неужели всей европейской многовековой философской и исторической мудрости для такого простого вывода недостаточно?
Во-вторых (и это, пожалуй, более существенно), в словах неведомой нам дотоле евротетки очень откровенно выражен западный взгляд на место, которое они готовы отвести России в системе, скажем так, мирового разделения прав и обязанностей. Россия должна быть покорным и сговорчивым партнером Запада, делать что прикажут, терпеть и каяться. Если разрешат, снабжать западные и иные страны необходимыми им сырьем, услугами и товарами, причем на тех условиях, которые Запад же и продиктует, с квотами и предельными ценами. Любые сделки и договоренности с Россией соблюдаются только тогда, когда они выгодны Западу, от любых собственных обещаний и гарантий Запад может отказаться в любой момент. А от России будет требовать неукоснительного соблюдения всех пунктов всех соглашений, даже если Запад не исполняет никаких своих пунктов.
Вы скажете, что это слишком глобальные выводы из заявления малоизвестной еврочиновницы, которое через неделю все позабудут? Нет. Просто это именно то, что Владимир Ильич Ленин называл в своих статьях «маленькой картинкой для выяснения больших вопросов».
А как иначе трактовать этот призыв Евросоюза — вас бьют, а вы сидите и не рыпайтесь?
А разве в эти же самые дни Россию не призывают на разные лады вернуться в зерновую сделку, хотя мы уже тысячу раз объяснили миру, что не бывает таких сделок, в которых наша сторона до некоторых пор исполняла все свои обязательства, а в ее отношении не исполнялось ни одно? Причем нас еще — с особым, что называется, цинизмом — упрекают, будто мы обездолили бедные народы и хотим устроить всемирный голодомор, хотя наш президент с цифрами в руках показал, что подавляющее большинство украинского зерна ни в какие бедные страны не поступает и на зерновой сделке наживаются украинские и мировые олигархи.
Ведь это тот же самый призыв — мы вас будем обманывать, а вы сидите и не рыпайтесь.
А уж такой известный пример, как обещания американских и европейских политиков 1990-х не расширять НАТО на восток? Та же история. Россия, поверив в солидность этих намерений, ушла из Центральной Европы, вывела войска, стоявшие там с 1945 года, и теперь слышит в ответ: а мы вам такого не обещали, мало ли кто что на переговорах говорил, покажите бумажку. Терпите, в общем. И мы терпели и не рыпались. И слушали, как абсолютно трезвый (!) президент России Борис Ельцин в конгрессе США прорычал: «Господи, благослови Америку».
Потом России почти тридцать лет говорили: ничего, что наши ракеты и войска все ближе и ближе к вашим границам, к вашей столице. Это наше, натовское дело и внутренние дела тех стран, которые включаются в орбиту НАТО. А ваше дело — терпеть и соблюдать международное право. А когда Россия в 2022 году вынуждена была начать противодействие расширению НАТО, ставшему уже непосредственной угрозой нашей безопасности, она сразу была объявлена агрессором и нарушителем всех мировых законов.
И это всегда — что в большом, что в малом. На днях я заглянул случайно в какие-то спортивные новости и прочитал, что один итальянский футбольный клуб отказался от согласованного между клубами в многомесячных переговорах перехода своего игрока в московский «Спартак». Как вы думаете, почему? Самим хороший игрок нужен? Нет, по этическим причинам: мы-де не хотим иметь дела с русскими. Пишут еще, что клуб-то вроде бы и был не против, но вмешались, узнав о намечающейся сделке, итальянские власти.
Я подумал еще: вот какие интересные ребята в итальянской власти. Весной 2020 года, всего-то три года назад, когда в итальянских городах, охваченных эпидемией ковида, чуть ли не на улицах трупы валялись, когда ни мест в моргах, ни гробов не хватало, в эпицентре эпидемии работали наши гуманитарные миссии, медики и военные. Бесстрашно шли в самые очаги заражения, дежурили в госпиталях и пансионатах, занимались дезинфекцией зараженных кварталов. Тогда, стало быть, могли вы иметь дело с русскими, благодарить, высоко оценивать их работу?
А всего три года спустя — не стыдно в адрес русских такие слова говорить?
В том-то и дело. Не стыдно им. Потому что в их, западном понимании наше дело — помогать, когда им нужно, рисковать русскими жизнями, ликвидировать эпидемии, лесные и горные пожары тушить в Южной Европе. А их дело — указывать нам на место, когда мы, по их мнению, делаем что-нибудь не так.
Я это говорю даже не для того, чтобы укорить западный мир или отдельных его представителей. Во-первых, бесполезно, во-вторых, чему удивляться — их учат так думать, им приказывают так говорить.
Но вот для думающих россиян все это очень хороший повод для размышлений.
В первую очередь, о том, что западные подходы к отношениям с Россией едины для всех, в том числе и для нашей внутренней оппозиции, и даже для наших оппонентов-соседей. Пока нужны — будут их поддерживать, кого деньгами, кого оружием. Станут не нужны — выкинут на свалку, позабыв все обещания. Так в истории уже много раз было, беда только в том, что уроки истории люди и целые страны хорошо усваивают только на собственной шкуре.
Во-вторых, о том, что нам в России давно пора отучиться смотреть на Запад как на источник цивилизации, культуры и вечных ценностей. Ценности его преходящи, а сотрудничество Запад понимает как подчинение. Соответственно, суверенитет и самостоятельную политику он воспринимает как бунт.
Поэтому здесь главное: Запад с нами воюет (пока санкциями и поставками вооружений) не за Украину, а против России как суверенного государства, проводящего самостоятельную политику в своих интересах. Соответственно, и наша специальная военная операция — не против Украины, а за наши суверенитет и национальную безопасность.
А иначе нас будут бить, а потом рассказывать, чего мы должны и чего не должны.