Военные конфликты Политика

F-16 и его преимущества. Что изменят «Соколы» в небе над Украиной

0 7356

С начала российско-украинского конфликта представители ВСУ неоднократно обращались к Западу с просьбой передать им истребители F-16. Время от времени в СМИ появлялись сообщения о том, что решение о такой передаче принято и что украинские пилоты уже начали тренировки на американской технике. Позднее сообщалось, что пилоты ВСУ начали подготовку к полетам и применению штурмовика А-10 «Бородавочник».

В июле прошлого года на Aspen Security Forum начальник штаба ВВС генерал К. К. Браун, отвечая на вопрос корреспондента NBC News, заявил, что США или кто-то из союзников может вскоре отправить свои истребители на Украину.

«Есть американские [истребители], есть „Грипен“ из Швеции, есть Eurofighter или Rafale. Таким образом, есть ряд различных платформ, которые могут отправиться на Украину», — сказал генерал. 

До того момента администрация президента Байдена выступала против отправки самолетов из стран НАТО на Украину в любой форме и всячески препятствовала ей.

Тем не менее призывы к передаче боевых самолетов Украине, в первую очередь многоцелевых истребителей МиГ-29 «Фулкрум» и F-16 «Сокол», продолжали звучать, и сопротивление было сломлено. 

За последние несколько месяцев на Украину был поставлен ряд МиГ-29, многие из которых участвовали в боевых действиях, возможно, в первую очередь с использованием пожертвованных США противорадарных ракет HARM для нанесения ударов по российским системам ПВО. Однако их использование на театре военных действий было несколько ограничено из-за наличия угрозы со стороны российской противовоздушной обороны.

Как отмечают эксперты британского UK Defence Journal, в случае с F-16, передача которых выглядит все более реалистичной, эта проблема сохранится.

«Это же ограничение будет справедливо по отношению к любым будущим приобретениям F-16 для Украины, поскольку российские мобильные системы ПВО по-прежнему будут представлять значительную угрозу для боевых воздушных операций, независимо от рассматриваемой платформы», — отмечают эксперты.

Тем не менее они указывают, что F-16 обеспечит решение этой проблемы в определенной степени, поскольку номенклатура его вооружения шире и дает больше возможностей, чем МиГ-29.

F-16 и его преимущества

© dvidshub.net

Превосходная авионика этих машин представляет угрозу для российских платформ. Успех применения ракет HARM может быть подкреплен ракетами AGM-65 Maverick. Это проверенная в бою и адаптированная ракета класса «воздух — земля» с дальностью 22 километра. Однако ее появление будет зависеть от решения Госдепартамента США — предоставить ракету или нет, что отнюдь не гарантировано.

F-16 также может похвастаться превосходным пакетом авионики и радаров по сравнению со своими российскими аналогами, то есть вариантами Су-27 и Су-35, которые, как известно, доминируют в Черноморском регионе с целью противостояния запускам беспилотников. Сочетание этого с пакетом вооружения «воздух — воздух», которым в настоящее время оснащен F-16, создаст значительную угрозу для российских ВКС в этой области.

Плюсы и минусы

Эффективная авионика и радиолокационные системы наряду с западными системами вооружения, возможно, повлияют на переход превосходства в воздухе к ВВС Украины. Они дадут больше возможностей для более продвинутых видов боеприпасов, угрожающих российской противовоздушной обороне и наземным позициям.

МиГ-29.© commons.m.wikimedia.org

Однако есть несколько проблем, ставящих под вопрос эффективность операции по передаче F-16 Украине.

Во-первых, все вышеизложенные плюсы зависят от подготовки экипажей, то есть огромное количество времени придется выделить украинским пилотам на учёбу. Ради этого пилоты будут отстраняться от службы, что поставит под угрозу оперативную эффективность ВВС Украины, которые неизбежно столкнутся с нехваткой летчиков. Обучение требует их отзыва с поля боя на длительный период, вместо чего они могли бы сосредоточиться на подавлении ПВО противника с использованием хорошо знакомых МиГ-29.

Во-вторых, обучение обслуживанию нового типа самолета также создает проблемы в подготовке инженеров и техников, что еще больше усиливает проблему временного сокращения количества летного и обслуживающего персонала. В то же время дальнейшие поставки МиГ-29 и западных ракетных систем такой подготовки не потребуют.