Военное дело Наука и техника

F-16 на Украине: что дадут Киеву американские «боевые соколы»

0 3663

Киев вправе применять истребители F-16, которые Дания передаст Украине, для ударов по военным целям в России, заявил в четверг глава датского МИД Ларс Лекке Расмуссен. По словам дипломата, такая возможность рассматривалась изначально, когда только возникла идея о передаче этих самолетов. С украинской стороны также слышны заявления о том, что вожделенные истребители F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол») поступят буквально вот-вот, и на днях это подтвердил министр обороны Украины Рустем Умеров.

«Боевой сокол»

© lockheedmartin.com

Эпопея с передачей Киеву некоего до сих пор не определенного количества F-16 в неизвестной комплектации продолжается уже не первый год. Долгое время сам факт прихода американских истребителей на Украину рассматривался едва ли не как переломный момент, после которого все должно пойти по-другому. Возможно, отчасти это и так, ибо то, что представляют сегодня собой ВВС Украины, сложно назвать боевой авиацией XXI века. Вряд ли стоит рассматривать F-16 в качестве панацеи, чем грешат некоторые украинские (и не только) политики, исходя лишь из того, что самолет разработан и производится серьезной компанией, широко распространен по всему миру и имеет довольно успешный «боевой опыт».

В мире боевой авиации успех определяется отнюдь не только наличием какого-то количества тех или иных самолетов, а целым рядом военных, технологических и человеческих факторов, среди которых сам по себе самолет имеет далеко не первое значение.

Однако вернемся непосредственно к «боевому соколу», чтобы понять, что может означать его скорое появление у ВВС Украины.

Для тех, кто все еще верит в супероружие, напомним, что F-16 Fighting Falcon был разработан в 1974 году (примерно тогда же, когда и большинство нынешних российских самолетов) компанией General Dynamics. В войска «сокол» попал уже в 1978 году. В 1993-м General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

Заметим, что самым важным доводом в пользу F-16 являются не какие-то сверхвысокие боевые качества (хотя и они тоже имеются), а удачное сочетание боевых возможностей и сравнительно невысокой цены. В 1975 году F-16 стоил около 4,5 миллионов долларов. Современные версии этого истребителя в сегодняшних ценах стоят в семь-восемь раз дороже.

Разница в цене обусловлена не только инфляцией доллара, но и постоянным совершенствованием F-16 и его оснащения.

© lockheedmartin.com

Пожалуй, это и есть главный секрет успеха «боевого сокола», так как постоянно совершенствоваться и сохранять актуальность на протяжении полувека способна далеко не каждая боевая машина.

С 1975 года произошли концептуальные изменения в области авиационных вооружений, и все они в той или иной степени были отражены в последующих версиях F-16.

На сегодня этих самолетов построено более 4600 штук. Последние из 2231 °F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 продолжает производиться на экспорт и состоит на вооружении самых различных стран, от Египта и Пакистана до Дании и Южной Кореи.

Без стратегических последствий

Так что же могут дать Киеву те самые вожделенные F-16, которые, если верить Умерову, вот-вот поступят на Украину?

Западные военные аналитики смотрят на ситуацию трезво и утверждают, что добавление нескольких F-16 в состав украинских ВВС не изменят хода боевых действий, прежде всего из-за их недостаточного количества. Также совершенно непонятно, какой версии и в каком оснащении истребители попадут на Украину. Как уже было сказано выше, между F-16 образца 1978 года и образца 2018-го очень большая разница. Американские самолеты достаточно чувствительны к уровню подготовки пилотов, к качеству и регулярности обслуживания, к длине и состоянию ВПП.

F-16 и МиГ-29

МиГ-29. © Pinterest.com

При любом стечении обстоятельств появление F-16 у ВВС Украины станет большим шагом вперед в их развитии. И дело здесь не в том, насколько безумно хороши и эффективны «боевые соколы», а в том, что сегодня находится в эксплуатации у украинских воздушных сил. Устаревшие еще в конце прошлого века и лишенные возможности модернизации МиГ-29, Су-24 и Су-25 мало пригодны для ведения современной воздушной войны. Сегодня одной из главных задач ВВС является не столько нанесение ударов по конкретным объектам противника (хотя этого тоже никто не отменял), сколько так называемое закрытие неба. То есть создание крайне неблагоприятных условий для пролета самолетов и ракет противника в определенной части воздушного пространства.

Соответствующая задача в ВВС ВСУ возложена на «хрупкие плечи» сохранившихся МиГ-29, вооруженных устаревшими ракетами и еще более древними РЛС.

Многолетний опыт использования МиГ-29 на самых различных театрах военных действий (ТВД) говорит о нем как о наименее удачном самолете, созданном советскими авиаконструкторами. Несмотря на то, что поставленный в производство в 1982 году МиГ-29 существенно «моложе» F-16, на Украине он был практически лишен возможности развиваться и модернизироваться и превратился в «тупиковую ветвь» боевой авиации.

F-16 с момента своего появления в конце 1970-х годов был модернизирован для выполнения множества ранее не предусмотренных задач. К началу войны в Персидском заливе в 1990 году он выполнял регулярные штурмовые вылеты с применением ракет, бомб и противорадиолокационного оружия.

И МиГ-29, и F-16 начинали карьеру в качестве легкого дневного истребителя, но по мере развития западных концепций F-16 постепенно превратился в многоцелевой самолет, способный выполнять более сложные задачи противовоздушной обороны и наземные атаки. А МиГ-29 — нет.

F-16 может нести больше вооружения, чем МиГ-29, Су-27 и Су-25, и примерно столько же, сколько украинский тактический бомбардировщик Су-24. Версии, отправляемые на Украину, скорее всего, имеют модернизированную версию радара AN/APG-66, позволяющего отслеживать цели в воздухе и на земле более чем на 100 километров.

Российские самолеты могут обнаружить украинские МиГ-29 гораздо дальше, чем украинцы увидят российские. Более мощные радары F-16 уменьшат недостатки украинских радаров, но не устранят их.

В 2022 году США начали поставлять Украине высокоскоростные противорадиационные ракеты AGM-88 (HARM). Они предназначаются для обнаружения и уничтожения радиолокационных систем противника. Появившийся в 1980-х годах HARM никогда не предполагалось использовать с чем-то иным, кроме западных самолетов.

Тем не менее украинцам удалось установить эти ракеты на собственные пилоны и подвесить их под все тот же МиГ-29. Эта самодельная система оказалась работоспособной, хотя и в крайне усеченном виде. HARM требует программной настройки на земле, чтобы ракета могла лететь по определенным координатам, в противном случае ее использование бесполезно.

Ракета HARM.© flickr.com

В случае с F-16 ракеты HARM можно динамически программировать в полете, что позволяет задействовать весь их потенциал. Помимо штатного использования HARM, F-16 также позволяют Украине расширить свои возможности в сфере «воздух — воздух», что было недоступно в условиях достижения предела модернизации МиГ-29.

С другой стороны, МиГ-29 и многие другие истребители советской эпохи предназначались для работы в плохих условиях взлетно-посадочной полосы и имели опускающиеся жалюзи перед воздухозаборниками. Это было необходимо для того, чтобы предотвратить засасывание мусора и обломков в двигатели во время рулежки по ВПП. Свисающий нижний воздухозаборник F-16 не имеет такой защиты, что затрудняет его работу в условиях украинского ТВД.

В сухом остатке

Итак, даст ли что-то украинским ВВС передача им истребителей F-16?

Чего точно не даст, так это стратегического перелома в ходе боевых действий. Причины предельно просты: самолетов F-16 ожидается совсем немного, равно как и подготовленных пилотов, аэродромная, техническая и прочая инфраструктура, а также опыт эксплуатации подобного класса машин на Украине преимущественно отсутствует.

В остальном все будет зависеть опять же от количества поставленных самолетов, их оснащения и тактики использования. В любом случае F-16 будут во всех отношениях превосходить оставшиеся у ВВС Украины МиГ-29, что позволит расширить спектр выполняемых задач.