Компания PayPal пришла на рынок электронных платежей в 1998 году, а с 2011-го полный перечень ее услуг стал доступен российским пользователям. PayPal дает возможность оплачивать покупки в Сети и отправлять деньги, не раскрывая данных банковской карты или другой личной информации.
Повышенный уровень безопасности в онлайн-сделках — звучит заманчиво. Впрочем, есть и подводные камни.
На протяжении всех лет работы PayPal в России пользователи жаловались на странную политику компании: личный аккаунт мог быть заблокирован на полгода в любой момент — без объяснения причин. Да, вместе со всеми средствами. Для юзеров, занимающихся электронной коммерцией, внезапная блокировка аккаунта зачастую означает автоматическое завершение бизнеса. Да и для простых пользователей, время от времени совершающих покупки на eBay, блокировка средств на шесть месяцев — явление крайне неприятное. И в последнее время PayPal блокирует аккаунты россиян с удвоенным упорством.
Компания заключает с каждым новым пользователем исполинское юридическое соглашение. Но даже скрупулезно выполняя все его пункты, не путая личный и корпоративный счета и по каждому требованию предоставляя компании обоснование по всем доходам и расходам, защититься от внезапной блокировки аккаунта невозможно. Над пользователями постоянно висит дамоклов меч блокировки: PayPal в любой момент может заподозрить аккаунт в «подозрительных операциях» и заморозить все средства. Более того, без объяснения причин могут быть заморожены и девственно чистые аккаунты, в истории которых не числится ни одной онлайн-сделки.
Отстоять свою невиновность после блокировки аккаунта удается немногим: компания предлагает запутанный квест для «решения вопроса» — однако некоторые стадии этого квеста находятся за гранью здравого смысла.
Публицист Егор Холмогоров рассказал «Ридусу» о том, как однажды получил от PayPal письмо со знакомым каждому пользователю сервиса текстом: «В соответствии с Соглашением с пользователем в отношении услуг PayPal просим Вас предоставить сведения, необходимые для проведения проверки. Это несложно! Все, что нам требуется, — это подтверждение Вашей личности и адреса».
«Естественно, вся идентификация в PayPal была пройдена — у меня был самый высокий уровень идентификации, все сканы документов у них были, — поясняет Холмогоров. — Я бы без проблем выслал все требуемые документы в тот же день — по электронной почте, но им нужен был факс!»
Прямо сейчас попробуйте смоделировать ситуацию, при которой в 2018 году вам срочно необходимо отправить факс — и других вариантов передачи сообщения у вас нет. Это сложно. Абсурдности ситуации добавляет необходимость послать факс не в другую страну, а в московский офис PayPal.
Требование отправить личные данные факсом — это верный признак того, что аккаунт PayPal уже заблокирован, отмечает Холмогоров:
Абсурдное требование отправлять личные данные факсом удивило и главреда «Ридуса» Андрея Гулютина, чей аккаунт также был заблокирован — вместе с небольшим остатком средств на счете:
PayPal сказали, что средства не отдадут, пока я им скан паспорта не пришлю, и что самое главное — факсом. Я отправил скан письмом и добавил все, что думаю об их просьбе воспользоваться факсом, — да что там говорить, нагрубил с удовольствием. Как они поступили в ответ? Они обиделись и забанили меня.В последнее время сообщения о безосновательной блокировке аккаунтов PayPal появляются в Рунете буквально каждую неделю.
Обитатели Сети оставляют практически идентичные жалобы на каждом крупном форуме, посвященном электронным платежам или банковским продуктам: по поводу блокировки счетов негодуют на портале banki.ru, на форуме Общества защиты прав потребителей, в крупном сообществе российских продавцов на eBay.
Со времени появления российского подразделения PayPal появилась стойкая брезгливость и отвращение к этой системе. Стараюсь теперь как можно реже использовать этот чудо-сервис, тем более толку от него практически никакого. Защита как покупателя, так и продавца минимальная, а геморроя гораздо больше. Вся политика PayPal направлена на удовлетворение собственной прибыли в первую очередь, иногда сомнительными способами (есть отдельная тема о безосновательной заморозке средств клиентов на 180 дней и больше), а на клиентов по большому счету им наплевать, — типичный отзыв о PayPal на сайте banki.ru.Пользователи оставляют несчетное количество жалоб по поводу заморозки средств «без объявления войны» на официальных страницах PayPal в России в соцсетях.
Даже на развлекательном портале «Пикабу» под тегом «PayPal» кроется масса невероятных историй халатного отношения компании к российским клиентам. Впрочем, именно «пикабушникам», кажется, удалось нащупать главную причину блокировок аккаунтов с незначительным остатком средств на счету.
С мира по нитке — голому рубаха: не самая престижная, но, очевидно, действующая бизнес-модель. Редкий пользователь отправится в долгий путь по судебным инстанциям ради суммы, которую проще и даже выгоднее просто «подарить» PayPal.
Тем же пользователям, кто с подобным положением дел мириться не намерен, адвокат Дмитрий Лило настойчиво рекомендует все-таки обращаться в суд.
Исковое заявление подается по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика. Исключение — это защита прав потребителей. В этом случае иск может также исполняться по месту нахождения федеральной организации либо по месту исполнения сделки. В данном случае оптимально подавать в суд по месту жительства истца — человека, права которого были нарушены, — напомнил в беседе с «Ридусом» Лило.Многотомный талмуд пользовательского соглашения PayPal может содержать какие угодно сентенции, предупреждающие о поведении компании, однако «если эти формулировки противоречат действующему законодательству, то они ничтожны», заверил адвокат. Так что, если вы считаете, что удержание ваших кровных небанковской кредитной организацией без объяснения причин незаконно — обращайтесь в суд. Или — что надежнее — вовсе воздержитесь от использования сомнительного сервиса.