Общество

Фальсификация как преступление

5 237

А что же наши правоохранительные органы? Именно в их задачи входит контроль за соблюдением законности при голосовании.

В конце декабря МВД и следственный комитет в первом приближении отчитывались президенту о работе по нарушениям на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва. Отчет начинается бодро: выявили более 2 тысяч нарушений, протоколы составили. Воодушевление спадает, если почитать дальше. Большинство нарушений – по агитационным материалам. А где же фальсификации итогов голосования в отчете МВД?

Может, следственный комитет что-то нашел? Да, идут проверки. Девять проверок по всей стране. И почему-то в списке регионов нет Москвы. В столице, где собралось большинство носителей белых лент, результат «Единой России» заметно выше, чем в соседней Московской области. Я скорее поверю в 99% в Чечне (например, из-за специфики политической культуры), чем в 45-50% в Москве. В столице, пожалуй, было наибольшее число нарушений при голосовании (по данным, опубликованным в Сети), что косвенно подтверждается тем, что Москва вышла в лидеры по числу нарушений в ходе агитации (по данным МВД). И при этом никакой информации о расследовании фальсификаций в Златоглавой нет. Отсутствует информация и по Санкт-Петербургу, где на нарушения жаловалась «Справедливая Россия». Впрочем, одна из пяти проверок по вбросам проходит в столице, правоохранители работают.

Да, нельзя сразу отловить всех фальсификаторов. Конечно, всегда будут те, кто избежит наказания, чье преступление окажется незамеченным. За всеми прокуроры и следователи не уследят. Без помощи сознательных граждан в борьбе с преступностью никуда. Руководители правоохранительных органов говорят, что заявления граждан о фальсификациях не содержат конкретики. Но конкретные факты, по словам генерального прокурора, они отрабатывают.

Еще меньше «конкретики» содержится в требованиях протестующих на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, а также в других городах России. В глазах митингующих главным воплощением преступности в избирательной системе стал Евгений Чуров, который лично к подделываемым протоколам касания не имеет. Требование отставки председателя ЦИК выражает недоверие всей совокупности избирательных комиссий, порожденное многими сообщениями о фальсификациях, распространяемых в Сети. Это призыв всем, в чьей компетенции находится этот вопрос, разобраться и наказать виновных. Выполнить даже не законные требования граждан, а свои прямые обязанности.

Можно спорить о том, должна ли прокуратура и СК изучать Интернет, искать там сообщения о нарушениях. Оставим этот вопрос за скобками, пусть сначала отработают поступившие заявления. Но эффективно ли они это делают? Вот, пожалуй, самый известный случай в районе Арбат. Прокуратура направила жалобу наблюдателя Дмитрия Финикова главе ТИК Ирине Вялых, которая уже «решила» (возможно, не в первый раз) проблему по-своему: выгнала наблюдателя, когда тот пришел с жалобой на нижестоящую комиссию.

Зайдите на сайт прокуратуры, поищите новости про фальсификации. Увидите, что правоохранители регулярно отлавливают мелких жуликов, которые попадаются на корректировке итогов местных и региональных выборов (вот про федеральные не нашел). Плохо, что нет громких сообщений СМИ о результатах таких расследований (хочется верить, что сами результаты есть).

Также не афишируется судьба материалов, поданных в прокуратуру оппозицией. Невольно закрадывается подозрение, что их стараются замять. Деятельность правоохранительных органов похожа на стремление никого не обидеть: и крайних найти, расследовав несколько дел, и справедливого преследования преступников не учинять – «они ведь тоже люди», да еще и подневольные. И все же пока окончательные выводы делать рано. Не исключено, что накануне выборов будет даже несколько показательных процессов. Конечно, несколько уголовных дел – это не то, чего ждут люди, выходившие на Болотную и Сахарова. Но и такой результат может принести пользу.

Всего одно громкое, хорошо освещенное расследование, которое завершится реальным сроком, может дать хороший козырь всем наблюдателям на президентских выборах. Одно дело – напомнить фальсификаторам о 142 статье, о которой они, возможно, и не слышали, и совсем другое – привести всем известный пример председателя УИК гр. Иванова, который начинает отсиживать три года за подделку протокола. Особенно страшно будет повторить «подвиг», если посадили его всего неделю назад. Это стало бы зримым проявлением того, что страна меняется в лучшую сторону, и надо меняться вместе с ней.