В декабре в России в 14-й раз пройдёт фестиваль «Французское кино сегодня» - в Москве с 12-го по 15-е декабря, в Новосибирске чуть раньше – с 7-го по 12-е. В его рамках покажут семь свежих фильмов, не все из которых успели выйти даже в Париже, но почти все уже куплены для российского проката. Фестиваль даст возможность не только в числе первых посмотреть эти картины, но и встретиться с их создателями.
Так, на открытии киносмотра в столице покажут фильм «Я, снова я и мама» (мы уже писали о нём как о «Ребята, Гийом, к столу», но наши прокатчики предпочли английский вариант названия). Представит эту автобиографичную историю сам Гийом Гальенн – написавший сценарий, поставивший его и сыгравший главную роль. Также Москву посетит актриса Валерия Бруни-Тедески, которая покажет нам «Замок в Италии» - её третий режиссёрский опыт участвовал весной в конкурсе Каннского фестиваля. Известная французская стилистка Аньес Б., ставшая вдруг режиссёром, и актриса Сильви Тестю привезут ленту «Меня зовут Хммм», режиссёр Патрик Ротман – документальное исследование «Месье Президент», описывающее будни Франсуа Олланда. В Новосибирск же приедет актриса Анн Парийо, в честь чего легендарную «Никиту» покажут там в подлиннике, на французском. Все гости будут готовы ответить на вопросы зрителей после сеанса.
В программу фестиваля включен ещё один каннский хит - «Прошлое» Асгара Фархади (о котором мы тоже уже имели честь вам рассказывать), отвязная черная комедия Альбера Дюпонтеля «9 месяцев строгого режима», ночь короткометражного кино и «Навязчивые ритмы» Фанни Ардан. 21-го ноября выдающаяся актриса, во второй раз поставившая фильм в качестве режиссёра (в третий, если считать ещё короткометражку), представила свою работу московским журналистам. Такова давняя традиция фестиваля: одну звезду привозить заранее, в качестве своеобразного «разогрева».
«Мне хотелось рассказать историю о любви, причём любви уходящей, - поделилась она истоками замысла. - Что происходит, когда любовь исчезает? Ведь самая важная вещь в жизни – это любовь, и главное, что нас определяет – это наша позиция по отношению к ней: есть ли она в нашей жизни, нет ли её, ждём ли мы её. Взяв относительно короткий промежуток времени (действие разворачивается от Нового года до Пасхи), я хотела показать тот виток неизбежности, что приводит к краху любви и трагическому финалу. Противоречие между моими героем и героиней заключается в том, что у него больше нет времени на любовь, а она не может смириться с тем, что их чувство блекнет. Но место, которое остаётся пустым после исчезновения любви, заполняет искусство. В связи с чем я задумалась: вот Моцарт - будь он счастлив в любви, нашлось ли бы у него время написать такую музыку?.. Быть может, мне не хватает музыкального и литературного образования, чтобы доказать эту мысль, но я уверена: все художники по-настоящему несчастны. Подлинное творчество – это последствие ушедшей любви».
Поясним, что фильм «Навязчивые ритмы» рассказывает историю виолончелистки (её играет Азия Ардженто), некогда оставившей музыку ради любви к простому трудяге (впрочем, имеющему, как можно понять, некоторые связи в мафиозных кругах). Но сейчас все свои силы герой отдаёт оборудованию нового отеля, переставая уделять внимание любимой. Она же разрывается между ним, своим желанием вернуться в мир музыки и … ещё двумя кавалерами.
«Эта история обращена в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам, - говорит Фанни Ардан, – и те, и другие более-менее одинаково переживают потерю любви. Палачом в этом интимном вопросе может быть любой, бывшие влюблённые мучают друг друга с равной силой. У моей же героини в свете намечающегося разрыва словно бы ломается позвоночник – восстановление которого возможно только с помощью музыки. Но нет жизни без любви, как бы она не искала замену».
«Мне кажется, что самоотречение – это одна из высочайших форм любви, - отвечает режиссёр на вопрос о теме жертвенности. - Пропустить другого вперёд – форма мистической любви, и жизнь иногда нас к этому подводит. Именно поэтому я, выросшая в эпоху расцвета феминизма, никогда не могла упрекнуть тех женщин, которые не думают о карьере, а остаются дома, в семье, живут ради детей – ведь в этом и есть их самоотречение во имя любви. Мне кажется, что даже если вы совершаете преступление ради любви, - подобная причина даёт вам искупление. Но если вы спросите, жертвовала ли я сама чем-либо во имя любви, я отвечу, что нет».
Что подтолкнуло вас к режиссуре? – спросили у Фанни Ардан. «Какие-то смутные причины, - ответила она, - которые я сама не могу объяснить рационально. Сперва я просто начала записывать приходящие в голову истории, а переход к режиссуре произошёл словно бы сам собой».
Повлиял ли на ваш стиль опыт актёрской работы с великими режиссёрами? «Нет, я бы никогда не осмелилась их каким-либо образом копировать. Знаете, когда человек только начинает жить, его, конечно, вдохновляет всё, что его окружает, что предшествовало его появлению на свет. Но живём-то мы все самостоятельно».
Действительно ли «большой стиль» уходит из кино? «Мне кажется, стиль – это то, что определяет фильм. Все истории уже были рассказаны, всё повторяется – но каждый раз старая история предстаёт перед нами с точки зрения нового рассказчика, и потому она индивидуальна. Но «большой стиль» в общем понимании всё равно продолжает существовать – взять, например, «Великую красоту» Паоло Соррентино, это пример «высокого стиля».
Особый интерес у журналистов вызвала фигура русского учителя музыки – второплановая, но запоминающаяся. Гостья призналась, что назвала героя в честь Владимира Машкова, который снимался с нею в «Распутине» и буквально открыл для неё Санкт-Петербург, проведя по нему интереснейшую экскурсию. «Русская культура для меня – это возможность приносить нам истину в художественной форме. И этот учитель является в фильме очень важной опорной точкой, это символ чистого служения искусству», - сказала Фанни Ардан, упомянув при этом о том влиянии, что оказали на неё в своё время Ростропович, Вишневская и Рихтер.
См. также: