Глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам работы российской дипломатии в 2022 году заявил, что о переговорах с президентом Украины Владимиром Зеленским по вопросам урегулирования ситуации вокруг республики «не может быть и речи». Однако, он подчеркнул готовность России ответить на любые серьезные предложения Запада по этой теме, которых «сейчас нет». Вместе с тем Лавров отметил, что Россия продолжает быть открытой к переговорам, а Украина должна прояснить позицию по ним «как можно быстрее, иначе будет сложнее разрешить конфликт и найти решение».
Аналитик в оборонной сфере Ирина Альшаева разбиралась, возможны ли в обозримой перспективе переговоры между Россией и Украиной и выгоден ли мирный путь урегулирования конфликта его участникам.
Дела — делами, а слова — словами
«Ключевые слова в заявлении Лаврова о невозможности переговоров с Зеленским — переговоры с Зеленским. Очередные выборы в Украине должны состояться в конце марта 2024 года. Но ждать год — долго и нецелесообразно по всем позициям, даже если Россия в ближайшее время достигнет целей СВО, объявленных президентом России Владимиром Путиным. Значит переговоры будут вестись с другим человеком или с другой группой лиц», — рассказал «Ридусу» контр-адмирал запаса, военный эксперт Михаил Чекмасов.
Но если Лавров на данный момент предельно ясно обозначил позицию России в вопросах переговоров с Украиной, то что же думают на Западе на этот счет?
Сегодняшние заявления первых лиц Запада идут вразрез с его практической ролью в конфликте. Продолжая снабжать Украину финансовой помощью и оружием, муссируя тему возможности применения ядерного оружия, заявляя о готовности поставить Украине вооружение для ударов по Крыму, отдельные высокопоставленные представители Запада высказываются, фактически, о противоположном — о необходимости поиска мирных путей решения ситуации.
Бывший президент США Дональд Трамп заявил, что Штаты должны прийти «к незамедлительным переговорам о мирном прекращении войны на Украине, или дело закончится Третьей мировой». Более того, он выразил готовность возглавить переговорную группу, которая могла бы достичь условий мира на Украине.
За то, чтобы найти способ положить конец конфликту на Украине высказался и координатор Совета национальной безопасности Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби. «Мы все хотели бы, чтобы война закончилась, потому что она слишком затянулась. Для этого нужно, чтобы обе стороны сели за стол переговоров и нашли выход из ситуации дипломатическим путем», — сказал он в интервью телеканалу АВС.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, заявивший в апреле, что исход украинских событий должен решиться «на поле боя», в настоящее время поменял свое мнение и высказался о необходимости «как можно более скорых» переговоров.
«Я не знаю, когда должны начаться первые мирные переговоры. Я не могу давать советы по этому вопросу президенту Украины, потому что он сталкивается с этим вторжением. Для нас чем быстрее, тем лучше», — сказал Боррель, отвечая в Страсбурге на вопросы депутатов Европарламента.
Однако, в ноябре президент США Джо Байден, накануне участия в саммитах в Африке и Азии заявил, что Россия должна вывести войска с территории Украины, «в противном случае вооруженный конфликт не может быть урегулирован». При этом, как сообщает американское издание The Hil, уже в декабре Зеленский и Байден на встрече в Вашингтоне подняли вопрос перемирия между Россией и Украиной. Издание связывает стремление США и ЕС прекратить спецоперацию России с влиянием антироссийских санкций на экономику Запада — центробанки Европы и США стали повышать процентные ставки для борьбы с инфляцией, что может привести к глубокой рецессии.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг, будто остужая порывы Запада к «разумному, доброму, вечному», на мероприятии газеты Financial Times заявил, что условия для переговоров России и Украины «пока не созданы, потому что Россия не продемонстрировала сигналов к тому, что готова к переговорам при соблюдении суверенитета и территориальной целостности Украины».
Хочется сказать: «Мистер Столтенберг, Россия демонстрировала сигналы готовности к переговорам с Украиной и переговаривалась последние восемь лет, а вместе с ней — Франция и Германия, и если бы коллективный Запад рассмотрел эти сигналы, если бы конфликт на востоке Украины был бы задавлен еще в 2014-15 годах, то спецоперации России на Украине бы не было. Но разве мог коллективный Запад рассмотреть это? Нет. Разве он мог допустить срыв военных действий под боком России с участием — России? Нет. Потому что мы все уже давно понимаем, что еще до госпереворота на Украине он вынашивал планы по масштабной драке с Россией. Начиная, например, с подготовки Грузино-Осетинского конфликта 2008 года. Не удалось — но сценарий-то можно попробовать применить еще раз».
«А казачки-то засланные»!
Итого, истории о возможности мирного урегулирования ситуации на Украине ровно столько лет, сколько самому украинскому кризису — уже десятый год. Спецоперация России — прямое следствие краха дипломатической деятельности России, Украины, Германии и Франции по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, продолжавшейся с лета 2014 года.
В сентябре 2014 года участники группы подписали Минский протокол, в феврале 2015 года — Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. С началом спецоперации России на Украине контактная группа прекратила своё существование вместе с выходом России из Минских соглашений.
Владимир Путин накануне спецоперации — 22 февраля — заявил, что все эти годы Россия была заинтересована в реализации Минских соглашений, потому что этот документ «являлся результатом компромисса». Однако, с признанием Россией ЛНР и ДНР накануне спецоперации, соблюдение ей Минских соглашений утратило смысл.
Почему же восемь лет переговоров не увенчались прекращением Украиной огня по Донбассу? Почему же Россия была вынуждена не просто признать независимость ЛНР и ДНР, но и начать силовую операцию? Потому что все то время, пока представители контактной группы переговаривались за столом, вооруженные силы Украины продолжали обстреливать самопровозглашенные республики, а ее власти публично заявляли, что они не будут исполнять Минские соглашения.
Что касается их западных участников, то они на протяжение восьми лет предпочитали «стоять в стороне», при том, что Россия неоднократно призывала Европу обратить внимание на нежелание Киева соблюдать политическую часть соглашений. А по поводу США — только в декабре 2021 года заместитель госсекретаря Штатов по политическим делам Виктория Нуланд заявила, что администрация Байдена выступает за преодоление напряженности вокруг Украины дипломатическим путем и готова поддержать активизацию минского процесса. Поздно.
В декабре же 2022 года эксперты американского издания Responsible Statecraft пришли к выводу, что США и ЕС не пытались повлиять на Киев для выполнения Украиной Минских соглашений. Эксперты посчитали, что власти США «не сделали ничего», чтобы подтолкнуть Украину к их выполнению.
Не только США, которые не входили в минскую контактную группу, «ничего не сделали». Ровно этим же занимались и Франция, и Германия — впрочем, как это, ничего, они выполняли важную роль «засланных казачков». Накануне Лавров, отвечая на вопрос греческого журналиста, заявил, что отказавшиеся от документа подписанты от стран Запада признались в том, что договоренности были подписаны для того, чтобы выиграть время для военной помощи Украине и подготовке к конфликту с Россией.
То, что Минские договоренности, фактически, кроме России, никто не собирался выполнять, подтвердила экс-канцлер Германии Ангела Меркель. В опубликованном в декабре интервью германской газете Die Zeit она назвала заключение Минских соглашений «попыткой дать Украине время для того, чтобы стать сильнее: всем было ясно, что конфликт был заморожен и проблема не была решена, но именно это дало Украине бесценное время».
В первый же день спецоперации России — 24 февраля — президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил Путину и Зеленскому провести переговоры в Минске. Уже 27 февраля Россия направила в Гомель, который был выбран украинской стороной, делегацию для переговоров. Однако украинская сторона — когда российская делегация уже прибыла в этот белорусский город — отказалась от проведения переговоров в нем. Зеленский, обвинив Белоруссию в участии «во вторжении на Украину», заявил, что переговоры не могут происходить в ней, и предложил провести их на «нейтральной территории». Украинская делегация направилась сначала во Львов, затем — в Польшу. В итоге сам факт переговоров был превращен в фарс, а первый раунд состоялся 28 февраля на украино-белорусской границе в «деревянном доме» Лукашенко.
Потом белорусский лидер рассказал прессе, как сложно ему было договариваться об украинско-российских переговорах с Зеленским. Также Лукашенко обвинил Запад в попытках срыва этого мероприятия: отметил последовавшие оттуда заявления о «безвизовом въезде мировых бандитов на территорию Украины — ЧВК и прочих — из Афганистана, всего мира».
Кстати, во Франции, к примеру, считают, что Запад изначально старается тормозить урегулирование украинского конфликта. «Запад активно мешал Украине найти решение путем переговоров как минимум три раза с момента начала спецоперации в феврале, в двух случаях это было британское правительство», — пишет издание Reseau International.
И, тем не менее, с 28 февраля по 29 марта 2022 года состоялись аж шесть раундов переговоров между Россией и Украиной по вопросам урегулирования конфликта.
«Были даже положительные результаты гуманитарного характера, намечались и другие. Однако в мае переговорный процесс был прерван киевским режимом в одностороннем порядке, а в октябре было введено в действие решение СНБО Украины об их прекращении вообще. Так что за столом переговоров наша делегация уже сидела, и Россия от них не отказывалась. Отказался Киев», — сказал «Ридусу» Чекмасов.
Однако в середине января пресс-секретарь Зеленского сообщил, что Украина готова рассмотреть возможность переговоров с Россией, если они будут основываться на ряде универсальных принципов. А именно: на уважении к Уставу ООН, территориальной целостности и суверенитету Украины, принципе верховенства права, «компенсации ущерба и гарантии того, что подобное больше не произойдет». Еще до выдвижения этих «условий» для переговоров Киевом, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия «не будет следовать чужим условиям, поскольку она ориентируется только на свои цели и здравый смысл». При этом сейчас российское руководство не выдвигает встречных условий для переговоров Киеву, замглавы МИД РФ Андрей Руденко назвал их главным критерием проявление доброй воли Киевом.
«Возобновление переговоров возможно практически в любой момент времени, было бы желание. Наши требования к Киеву известны всему Миру. И переговорщиков на самом деле только два — Россия и Украина, остальные не более, чем „сочувствующие“. Но есть те, кто помогает в этом процессе, а есть те, кто ставит палки в колеса. Ко вторым относится, например, Столтенберг, заявивший о том, что НАТО не может дать России выиграть эту войну. В этом заявлении, которое, кстати, совпало с официальным отказом Киева вести переговоры, была фраза о том, что победа России в конфликте на Украине будет означать поражение НАТО. И это действительно так, так и будет в итоге! Этим объясняются практически все их усилия: помощь до последнего украинского солдата. Тут даже сама Украина уже не при чем, к сожалению. На кону теплое место Столтенберга в Брюсселе и гегемония США», — считает Чекмасов.
Сценарий мира так хорош, что на правду не похож
Написанное выше — не столько «краткое изложение» истории переговоров России и Украины, сколько иллюстрация несостоятельности дипломатии впринципе, по крайней мере, в вопросе украинских событий. Обозначенные моменты требуют ответа на два вопроса: почему случилась война вместо стола переговоров и кому же так не выгоден этот стол — ни десять лет назад, ни, тем более, сейчас?
Начнем с позиции США и их союзников по НАТО. Смешно было бы ожидать от них даже взгляда в сторону переговоров: не для «чаепитий» они готовили армию Украины в то время, когда что? Когда заседалась Минская группа. Группа за стол — западные инструкторы на Украину, премудростям военным солдат обучать. Группа за стол, а под Донецком — Аллея ангелов. Группа за стол — ЕС упрощает передвижение иностранных войск по своим территориям принятием «военного шенгена» и создает группировку войск в количестве более 300 000 человек. И да, США явно не для переговоров — до СВО или в процессе — предоставили Украине с 2014 года более $15,5 млрд., цифру привел в августе пресс-секретарь Пентагона Пэт Райдер. Не считая потока вооружения в тоннах, естественно.
То есть, США и НАТО взлелеяли Украину как чисто военный проект — за все уплачено, а раз уплачено — как уходить с банкета, не наевшись всего? На худой момент, хоть котлету в карман, но положить надо же!
А вот и «котлета» — исход войны исходом, но пока там до него дело дойдет, почему бы не обновить свой ВПК? И США, и европейским странам. Справляются: на Украину за этот год прибыл целый бронепарк и допотопной, и древней, и средневековой и современной, но морально устаревшей, военной техники от всех сочувствующих. Венцом оного обещают стать 14 танков Leopard 2 из Германии. Немецкая газета Spiegel так и пишет: «будут поставлены самые старые машины, используемые в боевых учениях для имитации противника».
Смысл понятен: страны свозят на Украину старое для утилизации за счет ВС РФ, а для своих ВПК выделяют бюджеты на новое. Но это новое нужно еще построить, явно не за год… Более того, европейские государства во главе с США даже придумали и применили здесь бартерную схему: если просто, то Ваня дает Кате яблоко и получает взамен от Пети шоколадку. И оружие оружием, но США на фоне украинских событий и антироссийских санкций стали продавать…больше газа в Европу! По сообщению главы Международного энергетического агентства Фатиха Бироля, в июне 2022 поставки газа из США в Европу превысили экспорт «Газпрома» в регион.
К тому же, не секрет, что США — знатные «миротворцы» на протяжение … последнего столетия. С окончания Второй мировой войны до 2001 года в 153 странах мира произошло 248 конфликтов, в 201 из них США приняли участие. Таким образом, Вашингтон причастен почти к 80% всех столкновений. В чем соль? В том, что для США «война» и «экономическая выгода» — синонимы.
«Вся западная система сейчас находится в страшном кризисе и США могут поддержать свое лидерство только по старой схеме, действующей больше века: на европейском континенте развязывается война, а англосаксы из нее извлекают „дивиденды“. Переговоры невозможны именно потому, что, прежде всего, валютная система Запада требует военного, а не мирного разрешения. Украина — это отражение мирового кризиса. Россию никто не спрашивает, хочет она вести переговоры или нет — было ясно, что начнется именно война. И она началась, но как спецоперация, не предполагая такого размаха действий как сейчас. А сейчас, когда ее сценарий изменился, конфликт затянулся. И далее Россию заставят воевать, а не садиться за стол переговоров», — сказал «Ридусу» член-корреспондент РАЕН, эксперт по геополитике Константин Соколов.
Теперь, что касается позиции Украины. Не «Украины как марионетки Запада», а того, как относится к переговорам сам Зеленский. На саммите в Давосе в январе он заявил, что отказался от онлайн-переговоров с Путиным, так как не уверен, что тот «вообще жив, в жизни его почти никто не видел, вполне возможно, что это хромакей или компьютерная программа». Пожалуй, это заявление не нуждается в пояснении. Разве что подчеркивает факт того, что на Украине переговариваться просто не с кем и не о чем —переговоры это не шоу, а масштабный дипломатический процесс на соответствующем уровне.
Посмотрим и на позиции России. Из заявлений российского руководства следует, что, продолжая активные военные действия, оно готово к диалогу на протяжение всего этого года. Но больше никто к нему не готов — значит диалога не происходит, значит продолжается спецоперация.
Впрочем, и Россия начинала ее не для «чаепитий». Не для того, чтобы в итоге погрозить НАТО — не Украине — пальцем и взять с альянса честное слово больше не вести себя плохо. По всему, власти России также понимают, что нельзя оставлять в действующем котле способные к ведению боевых действий силы. Просто потому, что пока на территории Украины будет хотя бы группа из умеющих держать в руках автомат, ее будут продолжать снабжать автоматами. А дело-то из Донбасской истории превратилось в чисто российскую — сейчас ВС России отражают атаки на российские территории. Аналогия такая: в традиционной медицине не заговаривают перитонит — его оперируют, иначе — смерть.
Что касается темы ОПК, в данном случае, российского, и испытания новейших видов вооружений — однозначно, именно военные действия, а не переговоры, способны показать российской военной промышленности, что же она производит и как оно работает не на полигоне, а в условиях реальных боестолкновений. И показывают. А с этого года даже военные ВУЗы России в программах обучения учли опыт спецоперации. То есть, этот конфликт дал импульс развитию российской оборонке и показал личному составу, как выглядит современная война и какие навыки на ней востребованы.
Кстати, введенные странами Запада в отношении России санкции и уход иностранных компаний с рынка меньше всего сказались на работе ОПК. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов в ноябре указал на то, что российская промышленность с первой волны санкций в 2014 году значительно продвинулась в сфере импортозамещения, авиации, медицины и электроники.
К тому же, именно продолжающееся военное столкновение, а не переговоры, в конечном итоге могут оставить НАТО без прежнего руководства и без средств к ведению масштабной войны — если они все вложатся по-максимуму в Украину. Выгодно это России? Вполне. В августе министр обороны России Сергей Шойгу заявил о замедлении темпов спецоперации. По его словам, это было необходимо для минимизации жертв среди гражданского населения.
Но замедление темпов боевых действий, наложенное на затягивание их «извне», вне зависимости от целей, превращает конфликт в долгосрочную «черную дыру», поглощающую все больше денег и оружия. Пентагон уже сетовал на нехватку вооружений для Тайваня из-за поставок на Украину, на дефицит вооружений для собственной обороны, а согласно исследованию, опубликованному Центром стратегических и международных исследований, помощь Вашингтона Киеву ставит под угрозу способность США подготовиться к вероятному вооруженному конфликту с Китаем.
Что в итоге
На сегодняшний день, Россия и Украина (под указкой союзников) четко обозначили свои условия для возобновления переговоров и пришли к выводу, что не собираются принимать позиции друг друга. Одного этого момента достаточно, чтобы в ближайшее время не ожидать российско-украинского диалога.
В то же время, Россия оставляет вопрос возможности переговоров открытым, тогда как Украина видит только силовой путь урегулирования конфликта. США убедили ее руководство в том, что с их помощью возможна победа над Россией, вложили в эту мечту баснословные доллары, умы, технику, оружие — поэтому снабжение Украины, соответственно, и конфликт, будут продолжаться до тех пор, пока команду «За стол!» Киеву не даст Вашингтон.
Об этом, кстати, в начале спецоперации заявил Лукашенко: «США абсолютно точно не дают руководству Украины начать переговоры», — сказал он в эфире телеканала «Россия-1». При этом Вашингтон перекладывает ответственность за отсутствие переговоров на Россию, будто бы не замечая действий Киева по этому вопросу. К примеру, законодательный запрет на переговоры, принятый СБУ в октябре.
А нужны ли вообще переговоры?
Да, переговоры нужны. Несмотря на провал Минских соглашений и майскую заморозку диалога во время спецоперации. Но какие? Рациональные, перспективные, на высоком дипломатическом уровне, без «переобуваний в воздухе» и прочих сюрпризов.
Но главное — с настроем сторон на обязательное соблюдение их результаов, а не на плетение интриги.
Достижение мирных соглашений необходимо для: прекращения кровопролития; восстановления поврежденной инфраструктуры как на Украине, так и на Донбассе и налаживания гуманитарной ситуации в них; недопущения кризиса европейской экономики — долгий горячий конфликт чреват для нее как минимум инфляцией и подорожанием энергоносителей, что чем дальше, тем ярче скажется на мировой экономике; ослабления или отмены взаимных санкций; попыток — хотя бы — стабилизации общемировой геополитической «погоды»: такими темпами, с которыми сегодня дипломатия по спецоперации полетела в Тартар, до масштабной войны действительно не далеко.
Хороший сценарий? Хороший, гуманистичный. Собственно, как и «Минск». Складывается такое впечатление, что Запад так сильно хочет сделать всем — и себе — хорошо, что получается подозрительно наоборот. Такой хороший сценарий, как и сама идея гуманного общества, что по нему можно сегодня писать, увы, фантастику, которая, по бородатому анекдоту, «на втором этаже».