На выходных в Москве прошел Международный кинофестиваль «2-in-1», представивший свой взгляд на современное авторское кино. Оно, как это не покажется странным, не только всё еще существует, не уступая давлению голливудских блокбастеров, но и находит своего верного зрителя. Киноридус посмотрел все фильмы конкурса и сделал определенные выводы.
Программный директор фестиваля Алексей Медведев собрал очень пеструю конкурсную программу, объединив несовместимые, на первый взгляд, фильмы. Велико было и жанровое, и стилистическое разнообразие: тут тебе и вестерн, и социальная драма, и захватывающий триллер, и бьющая по эмоциям мелодрама. И наряду с этим – привычное для «авторского кино» медитативное созерцание жизни. Был ли уместен такой «винегрет»? Не факт. Жюри, в которое вошли режиссеры Жан-Клод Бриссо и Бахтияр Худойназаров, было поставлено перед заведомо сложным выбором – и потому сошлось на самом безобидном компромиссе.
Им стал фильм «Отсрочка» (Уругвай-Мексика-Франция), в котором режиссер Родриго Пла поведал нам историю женщины, впавшей в отчаяние от нищеты и тягот жизни. На ее руках – трое детей и престарелый отец, потерявший память и то и дело сбегающий из дома. При этом финансов – минимум, работа – тяжелая, мужской помощи – ноль. Однажды несчастная решает «забыть» отца на улице, рассчитывая, что того подберут социальные службы. Глубокой ночью ее охватывает раскаяние – но ни в одном из городских приютов нет человека с таким именем...
«Отсрочка» - картина ровная, «правильная». В ней есть щемящие нотки, узнаваемые характеры, а главное – это всё вполне могло произойти где угодно, что сближает ленту с самым разным зрителем. Совмещая в себе как «авторское», так и «зрительское» начала, «Отсрочка» находит отклик в сердцах и простых людей, так и профессионалов. За первых в данном случае выступали блоггеры, отметившие фильм своим призом, за вторых - большое жюри, присудившее ему не только Гран-При, но и награду в номинации «Изображение». Решение, не вызывающее вопросов, но и не оставляющее удовлетворения. Победитель фестиваля, кстати, уже выдвинут Уругваем на соискание премии «Оскар» - шансов попасть в итоговую «пятерку» у него немного, но явно побольше, чем у нашего «Белого тигра».
В номинации «Герои» победил российский фильм «Я буду рядом», поставленный режиссером Павлом Руминовым. Рассказ о молодой женщине, обреченной на скорую смерть, но не желающей оставлять своего маленького сына без присмотра (мотивы, почти зеркально противоположные «Отсрочке»), не может не вызвать слез и сочувствия. Благодаря неординарному сюжетному ходу Руминову удалось соблюсти верный баланс и не впасть в откровенную спекуляцию. А Рома Зенчук, Мария Семкина, Иван Волков, Алиса Хазанова и в первую очередь – выдающаяся в своей искренности Мария Шалаева обеспечили картине интонацию личного переживания.
Специальное упоминание жюри заслужил и актерский ансамбль фильма Андреаса Дрезена «Остановка на перегоне» (Германия), в котором раскрывается аналогичная тема. У отца семейства обнаруживают опухоль мозга – и мы наблюдаем его медленное угасание. Показано безжалостно; но есть ли в этом какая мораль? Если автор хотел лишь напомнить, что все мы умрем, а некоторые из нас умрут еще и в страшных мучениях, то он, конечно, добился своей цели. Но все-таки это не та цель, которая оправдывает средства.
Приз за лучший «Звук» получила документальная лента «Последняя «скорая помощь» Софии» Илияна Метева (Болгария-Хорватия-Германия), описывающая тяжелые будни врачей-реаниматологов - чуть ли не последней бригады, оставшейся во всем городе. Камера неотрывно следует за своими героями, не выказывая особенных чувств, а лишь объективно свидетельствуя о происходящем. Картину, кстати, имеет смысл рекомендовать российским чиновникам: проблемы болгарских врачей и российских очень похожи.
Фильм Джема Коэна «Музейные часы» забрал награду за «Историю» - и это, пожалуй, самое спорное вынесенное жюри решение. Действие, преимущественно разворачивающееся в венском Музее истории искусств, не отличается особым сюжетом – в большей степени оно наполнено рассуждениями о картинах Брейгеля и зарисовками из трудовых будней музейного смотрителя. Встреча с приезжей из Канады вносит в его устоявшийся мир разнообразие – но довольно условное.
Куда справедливее была бы победа в этой номинации других конкурсантов - которых я бы назвал лучшими фильмами нынешнего фестиваля. Про «Я буду рядом» уже сказано: жюри предпочло выделить ленту в иной категории. Но вот «Августина» и «Эксперимент «Повиновение» в список призеров не попали: их «жанровость» оказалась слишком явной, и жюри предпочло демонстративно от подобного «заигрывания» со зрителем отвернуться.
Фильм «Августина» (Франция, реж. Алис Винокур) – это историческая медицинская драма о знаменитом враче Жане-Мартене Шарко, психиатре, специализирующемся на женской истерии. Собственно Августина – его новая подопечная, довольно любопытная по целому ряду признаков: у нее парализована половина тела и случаются эффектные припадки. Картина не выходит за установленные жанром рамки, но сделана крепко – не зря оргкомитет фестиваля решил показать ее не только в рамках конкурса, но еще и на церемонии закрытия. Ее, кстати, имеет смысл смотреть в паре с «Опасным методом» - благо Фрейд считается и учеником Шарко, и его продолжателем.
Но самым мощным участником конкурса оказалась американская лента «Эксперимент «Повиновение», написанная и поставленная Крейгом Зобелом на основе реальных событий. В фастфудной забегаловке раздается звонок - некто, представившийся офицером полиции, требует задержать и обыскать блондинку, стоящую за кассой: по его сведениям, час назад она обворовала клиентку. Менеджер заведения послушно выполняет все требования, раздевая ошеломленную девушку догола, а затем вызывая в качестве охраны мужчин – которые также начинают общаться с «офицером», ставящим все более невероятные требования. Умолчим о дальнейшем, отметив только, что самое невероятное в этой истории – то, что она произошла (с некоторыми вариациями) порядка семидесяти раз в тридцати разных штатах! Вот она, психология человека: мы будто запрограммированы подчиняться властному голосу.
Фильм сделан сильно: камерную историю режиссер доводит до серьезных обобщений, не жертвуя при этом интригой и нервом повествования. Легко предположить его дальнейшее светлое будущее – весьма вероятно, что в самом скором времени Крейг Зобел отправится вслед за Ноланом, Снайдером и иже с ними снимать фильмы про супергероев: Голливуд таких перспективных авторов не пропускает. По счастью, не пропустил его и российский прокат: на наши экраны «Эксперимент «Повиновение» выходит уже в декабре.
В отличие от фестиваля «2morrow\Завтра», подчинившего все конкурсные фильмы двум темам – Семье и Смерти, «2-in-1» единой концепции, по которой отбирались картины, не предложил. Здесь, впрочем, тоже много болели и тоже в той или иной степени поднимались вопросы человеческого единения, но имелись и исключения, опровергающие принцип. Так была ли вообще какая-то Идея, собравшая под одну вывеску столь разные, как уже было сказано, произведения? Пожалуй, если посмотреть на список фильмов внимательнее, ее все-таки можно разглядеть – хотя она и неочевидна.
Мотивом, свойственным всем девяти лентам конкурса, оказывается Помощь ближнему – в самых разных ее проявлениях. Умирающая мать помогает своему сыну максимально легко пережить свой уход («Я буду рядом»), семья другого ракового больного пытается облегчить его страдания («Остановка на перегоне»). Врачи в свою очередь стараются помочь своим пациентам («Августина» и «Последняя «скорая помощь» Софии»). «Эксперимент «Повиновение» посвящен сотрудничеству с полицией, которую «офицер» характеризует именно как «помощь следствию»; в «Полевой дороге» бывший пастух намеревается помочь вдове своего брата, сперва отомстив за его убийство. Поддерживают друг друга члены одной семьи («Воспоминания смотрят на меня») и случайно встретившиеся люди («Музейные часы»).
«Отсрочка» данную тему обыгрывает со всех сторон: в то время как родная дочь отказывает в помощи собственному отцу, незнакомцы проявляют к старику искреннее сострадание. Возможно, именно то, что фильм разом показывает две стороны одной медали, и принесло ему победу на прошедшем в Москве кинофестивале.
См. также: