В Киеве подвёл итоги 43-й Международный кинофестиваль «Молодость». В полнометражном конкурсе предсказуемо победил сингапурский фильм «Илоило», которому Киноридус пророчит по меньшей мере номинацию на «Оскар».
Международный конкурс «Молодости» включает в себя три раздела: студенческие работы, короткометражные фильмы и полный метр. При этом жюри выделяет лучших в каждой секции, но главный приз – один на всех, хронометраж тут не играет уже никакой роли. В этом году Гран-при фестиваля «Молодость» - статуэтку «Скифский олень» и сертификат на 80 000 гривен - получил студенческий короткометражный фильм «Человеческая масса» Габриэля Гоше (Великобритания) – 17-минутная история о том, к чему может привести даже незначительное, на первый взгляд, опоздание. Члены судейской коллегии – Марион Хэнсель из Бельгии (режиссёр, сценарист и продюсер), Бабис Макридис из Греции (режиссёр - победитель прошлогодней «Молодости»), Динара Друкарова (наша актриса, работающая во Франции), президент Одесского кинофестиваля Виктория Тигипко и российский кинокритик Виктор Матизен сошлись во мнении, что это была самая яркая, эмоциональная и мастерски отточенная лента нынешнего фестиваля.
Непосредственно в студенческом международном конкурсе жюри отдало первое место фильму Лукаша Остальского «Мать» (Польша), рассказывающему, на что способна женщина, однажды обнаружившая сына-наркомана рядом с мёртвой девушкой. Специальная награда за лучшую актёрскую игру досталась Винсенту Крюгеру, сыгравшему в ленте Барбары Отт «Солнышко» (Германия) молодого человека, в 19 лет принимающего на себя все тяготы отцовства. Ещё одна работа из данной категории - «Освенцим в моей голове» Ассафа Махнеса (Израиль) о подростке, думающем больше не о Холокосте, а об однокласснице, которая ему нравится, - была отмечена наградой жюри киноклубов.
Лучшей лентой международного конкурса короткометражных работ стала история фотографа, снимающего тибетских кочевников на фоне подчас необычных пейзажей, - «Масляная лампа» Ху Вэя (Китай-Франция), ранее уже побеждавшая в аналогичном соревновании во Владивостоке. Кроме того, две картины получили специальные награды: «Ной» Уолтера Вудмена и Патрика Седерберга (Канада) - «За художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения» (действие фильма замкнуто в рамках фейсбучной страницы), «Свисток» Гжегожа Заричного (Польша) - «За тонкое и поэтическое изображение повседневной жизни» (футбольный судья решает изменить свою судьбу к лучшему).
Победителем же полнометражного конкурса стал фильм Энтони Чена «Илоило» (Сингапур), в сентябре также первенствовавший на фестивале «Меридианы Тихого». Трогательная история взаимоотношений непослушного мальчика и его терпеливой няньки в Киеве была отмечена ещё и призом ФИПРЕССИ. Фильм «Хозяева» режиссёров Агустин Тоскано и Эзекиля Радуски (Аргентина) был премирован «За художественное воплощение отношений между слугами и хозяевами и продолжение традиций Бунюэля и Лоузи» (формулировка говорит сама за себя), а рассказ о подвижнике христианского панк-движения, попадающем в «обычную» гамбургскую семью, «Торе танцует» Катрин Геббе (Германия) - «За лучший актёрский ансамбль».
Работавшее на фестивале экуменическое жюри наградило фильм «Вес слонов» Даниэля Джозефа Боргмана (Новая Зеландия-Дания-Швеция) и особо отметило картины «Золотая клетка» Диего Кемада-Диеса (Мексика-Испания) и «Ребята, Гийом, к столу» Гийома Гальена (Франция-Бельгия). Последняя лента также была удостоена Приза зрительских симпатий и диплома жюри киноклубов. Свой же главный приз «Дон Кихот» жюри киноклубов присудило фильму Клои Робишо «Сара предпочитает бежать» (Канада). Подробнее рассказать обо всех полнометражных конкурсных фильмах «Молодости» Киноридус намерен отдельно в ближайшем будущем.
В национальном конкурсе фестиваля соревновались украинские короткометражки. Здесь первенствовало «Возвращение» Александра Ратия о человеке, неизменно возвращающемся в город, куда возвращаться, вроде бы, вовсе не следовало. «За мастерство вызвать эмоцию» была отмечена «Дорога» Максима Ксенды - о мальчике, на спор согласившемся с ветерком прокатиться в инвалидной коляске. «За гуманитарную иронию» выделили фильм Анны Федоряченко «Из человеческой жизни. Богема», почти документально описывающий будни, как обозначено в заголовке, местной богемы. Диплом «За сохранение традиций украинского кинематографа» достался Ирине Целик, снявшей фильм «Память» - о воспоминаниях, нахлынувших при возращении в родную деревню. Свой приз этой ленте вручило и экуменическое жюри.
Победителем ещё одной параллельной программы «Солнечный зайчик» стал фильм Малгожаты Шумовской «Во имя...» - рассказ о молодом католическом священнике, разрывающимся между любовью к Богу и влечением к мужчинам. Специальные дипломы заслужили ленты «Будешь ли ты любить меня завтра?» Арвина Чена (Тайвань) – о семейном человеке, подвергшемся соблазнам греховного прошлого, и «Кто боится Вагины Вулф?» Анны-Маргариты Альбело (США) – своеобразная перепевка, как легко догадаться, классической «Кто боится Вирджинии Вулф?».
Детское жюри, смотревшее фильмы соответствующей программы «Молодость - детям», свой первый приз присудило «Ракете» Кима Мордаунта (Австралия-Лаос-Таиланд) – о мальчике, совершающем путешествие через Лаос в попытке преодолеть лежащее на нём якобы «проклятие». Диплом «За лучшую историю» получил Тобиас Инайхен, режиссёр и сценарист ленты «Клара и тайна медведей» (Швейцария) – тоже о проклятии, но на сей раз наложенном на старую ферму. «За лучшее режиссёрское решение» юные судьи отметили Виктора Андриенко, поставившего фильм «Иван Сила» (Украина) – о цирковом силаче, признанном однажды самым сильным человеком планеты.
Кроме того, напомним, ещё на открытии фестиваля почётные призы были вручены австрийскому режиссёру Ульриху Зайдлю (за вклад в мировое кино) и украинской актрисе Наталье Сумской (за вклад в национальное искусство).
В общей сложности на 43-м кинофестивале «Молодость» было показано около 300 фильмов из более чем 60 стран.
См. также: