Кино

Фестиваль «Завтра» и его Колокольня Счастья

0 792

В Москве завершился Шестой фестиваль независимого кино «2morrow\Завтра», показавший очень удачную подборку фильмов, рассчитанных на «понимающего» зрителя. Приятно, что такое кино есть – одними блокбастерами ведь сыт не будешь.

Фестиваль следует признать не просто состоявшимся, но и удачным. Он был грамотно укомплектован рядом отлично придуманных программ, вобравших в себя в целом весьма достойные фильмы. Основное внимание, понятное дело, было уделено конкурсу – и надо сказать, что ответственный за его составление Сильван Озу (известный по работе на Венецианском кинофестивале) вполне оправдал возложенные ожидания.

Кадр из фильма Чон Кю Хвана "Вес".

Центральными темами этих дней новый арт-директор выбрал Семью и Смерть: каждый конкурсный фильм так или иначе рассказывал именно об этом сочетании. Жестокий сын обретает мать в «Пьете». Работающий в морге горбун пытается помочь своему сводному брату, ощущающему себя женщиной («Вес», еще один фильм из Южной Кореи). Задумавший уйти из жизни муж сперва убивает супругу (норвежский фильм «90 минут» объединяет три не связанные друг с другом, но одинаково трагические истории). Итальянская «Спящая красавица» и голландская «Хорошая смерть» обращаются к вопросу об эвтаназии. Никто не умер (хотя и был близок к этому) только в шведской картине «Блонди», в которой три сестры выясняют отношения на 70-летнем юбилее матери.

Кадр из фильма Алексея Балабанова "Я тоже хочу".

Другое исключение – российский участник конкурса, фильм «Я тоже хочу» Алексея Балабанова: в нем много смертей, но семья присутствует лишь на втором плане. Несколько героев – убийца, музыкант, бандит с болеющим отцом и подхваченная по пути проститутка – отправляются на поиски Колокольни Счастья, появившейся неподалеку от Петербурга после аварии на атомной станции. Как ни странно, незамысловатая вариация на темы «Сталкера» Андрея Тарковского и братьев Стругацких получила от жюри приз в номинации «История». Картине достался еще и приз зрительских симпатий – но к этой награде тем более не стоит относиться всерьез. Автор этих строк посмотрел все десять конкурсных фильмов, однако купон для голосования ему вручили только на трех сеансах; причем именно на российском показе эти купоны раздавали наиболее активно, буквально проходя по рядам. Замечательно, конечно, что денежный приз остался в стране (отметим, что вручили его не создателям, а прокатчику ленты), однако очевидно, что за зрителей это кто-то решил еще до начала фестиваля.

Актриса Неслихан Атагюль в фильме Йешима Устаоглу "Араф: где-то посредине".

В категории «Актерская игра» победила актриса Неслихан Атагюль, сыгравшая в турецкой ленте «Араф: где-то посредине» (реж. Йешим Устаоглу). Работающая в столовой девушка отвергает ухаживания своего ровесника, но влюбляется во взрослого дальнобойщика. Их отношения заканчиваются беременностью – не то чтобы даже нежелательной, а попросту запретной для не состоящей в браке мусульманки. Героиня поставлена перед невозможным выбором: втайне родить и отдать ребенка в чужую семью – или…

Актриса и режиссер фильма "Yema" Джамиля Сахрауи.

Награду за «Звук» жюри отдало самой тихой картине конкурса – в программе фестиваля ей сохранили оригинальное название «Yema» («Мать», Алжир-Франция, режиссер и исполнительница главной роли Джамиля Сахрауи). Где-то в горах, вдали от мира, живет женщина, только что похоронившая старшего сына - офицера и проклинающего младшего – бандита, которого она считает причастным к гибели брата. Пытаясь справиться с горем, она возделывает сухую почву, разбивая небольшой сад, и постепенно проникается симпатией к однорукому пареньку, зачем-то приставленному к ней охранником. Всего три героя – плюс появившийся позже младенец; минимум слов – но мы явственно слышим и проникаемся «дыханием» природы.

Кадр из фильма Бенедека Флигауфа «Просто ветер».

Этот приз могла бы забрать и почти столь же бессловесная лента «Просто ветер» (Венгрия-Германия-Франция), но в ней жюри особо выделило «Изображение». И тоже можно понять, почему: режиссер Бенедек Флигауф и оператор Золтан Ловаси выбрали сверхреалистичную манеру повествования, заставив камеру едва ли не вплотную следовать за своими героями, ловя каждый их жест, каждое движение. Фильм рассказывает об одном дне из жизни цыганской семьи: мать работает, дочь учится, сын валяет дурака. Трагический конец ожидаем и не является спойлером: уже вступительные титры предупреждают зрителя, что в основе фильма лежат реальные события. Несколько лет назад Венгрию поразил целый ряд жесточайших убийств: по ночам кто-то методично расстреливал целые цыганские семьи. Автор фильма не рассказывает, кто это делал, но выдвигает предположение, какие цели этими чудовищными зверствами преследовались. Посвящая свою работу жертвам этих преступлений, Флигауф показывает, что они были обычными людьми, не лучше нас, но и не хуже; единственная их «вина» - национальная принадлежность.

Кадр из фильма Ким Ки Дука "Пьета".

Жюри прониклось поднятой Бенедеком Флигауфом темой и сочло ее воплощение достойным еще и Главного приза кинофестиваля «2morrow\Завтра». Тем самым оставив «за бортом» несомненного фаворита конкурса – нашумевшую «Пьету». Впрочем, участие в соревновании фильма, только что получившего «Золотого льва», изначально ставило судей в неловкое положение. Отдай они Гран-При Ким Ки Дуку – все сказали бы, что они «поддались» чужому влиянию; присуди ленте один из второстепенных призов – сочли бы такой расклад «недостойным». Проблема, однако, заключается в том, что «Пьета» - действительно выдающаяся картина, ярко выделяющаяся, несомненно, не только на фоне данного конкурса, но и вообще в ряду лучших картин 2012 года. Большой удачей можно считать то, что ее удалось заполучить на московский фестиваль, но решение жюри полностью проигнорировать факт существования столь незаурядного фильма никак нельзя признать справедливым. Логика, конечно, понятна: у Ким Ки Дука призов и без того достаточно, не обеднеет. Но с другой стороны, и «Просто ветер» был уже отмечен ранее «Серебряным медведем»: в Берлине ему тоже досталось Гран-При жюри, только там эта награда считается второй по значимости…

Кадр из фильма Эвы Сорхауг "90 минут"

Так что тут просто следует признать, что итоговое распределение призов удручает почти что всегда – подобные «обвинения» можно предъявить большинству фестивалей. Тем и интересно кино, что каждый имеет собственный вкус и на счет любого фильма - собственное мнение. Задача же жюри – найти компромисс. А выбирали победителей фестиваля не последние в кинематографе люди: продюсер Ларса фон Триера Марианна Слот, президент «European Network» Клаудиа Лэндсбергер, арт-директор Гетеборгского фестиваля Марит Капла и прославленный российский оператор Алишер Хамидходжаев. Им и нести за свой выбор ответственность.

За прошедшие годы кинофестиваль «2morrow\Завтра» убедительно доказал, что имеет полное право на существование. В эпоху тотального «мейнстрима» он упорно показывает кино, выбивающееся за привычные рамки – но и это кино, по счастью, находит в Москве своего преданного зрителя. Хотелось бы, конечно, чтобы подобная работа планомерно велась и в других городах нашей необъятной России.

См. также:

«Pussy Riot Avtozak» и другие фильмы кинофестиваля «Завтра»

«Жестокость и нежность Ким Ки Дука»