Мой пост про «четверохордие» на схеме московского метро будущего вызвал определённый резонанс в группе «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве» соцсети «ВКонтакте», поэтому здесь я отвечу на ряд вопросов, тех, кто их там задал. А также дополню свой прожект новой линией. Поехали!
Сергей Струков: — Хорды — это полная ерунда. Нужны полноценные дублёры радиальных линий, проходящие через центр.
Отвечаю: — Вопрос не в моей любви к хордам, а в том, как исправить то, что сейчас нафигачили в виде Некрасовской и Троицкой линий и продолжат как Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую. При этом проектировщики сами не знают, как всё это соединить, рисуют абсурдные варианты. Новые линии от Большой Кольцевой прокладывают, даже не делая попыток нарисовать для них дальнейшее продление в центр. Я взял все направления, которые они сами рассматривают и соединил в виде четырёх хорд + линия в Капотню. По возможности используя старые технические зоны Большой Кольцевой линии и Третьего Пересадочного Контура, других линий, чтобы фантастики не было.
Деннис Воронин: — Такой вариант расположения станций в самом Бирюлево, лучше в сто раз.
Отвечаю: — Я всего лишь обводил вариант 2018 года. Он чем-то лучше, чем-то хуже, а построят как построят. Главное тут концепция «четверохордия», а не локальные различия в трассировках и числе станций. Как бы не поменяли те линии, что сейчас проектируются, их можно будет вписать в эту систему.
Николай Смирнов: — Напоминаю для тех, кто не в курсе: в Останкинском районе Москвы нет НИ ОДНОЙ станции метро. Поэтому обсуждать, нужна ли там станция Звездный бульвар, как минимум странно
Отвечаю: — На моей схеме показана станция «Останкино» у Телецентра на Сколково-Ярославской линии. Станция «Алексеевская-2» на Молжаниново-Некрасовской линии может быть «посажена» так, чтобы её наклонный ход из западного торца выходил на улицу Бочкова, откуда до Звёздного бульвара уже не так далеко. Другим решением может быть выход станции «Бутырская-2» той же линии, ведущий на восточную сторону Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Можно рассмотреть альтернативный вариант трассировки линии, при котором от станции «Алексеевская-2» линия пойдёт к станции, пересадочной на «Останкино» Сколково-Некрасовской линии. И тогда её южный выход будет на Аргуновской улице. Но нет уверенности в том, что рядом с Останкинской телебашней разрешат хотя бы одну станцию. А ещё плохо, что линия пойдёт потом не к «Тимирязевской», где как минимум одну из станций можно постараться сделать мелким заложением, а к «Петровско-Разумовской», на которой очень плохие гидрогеологические условия.
Валерия Давоян: — Ярославская хорда вроде как должна в Мытищи заходить, не? Иначе нет особого смысла.
Отвечаю: — Я обводил схему 2018 года. На ней линия в Ярославском районе упирается в МКАД. Как её дальше трассируют, понятия не имею. Отсебятину не стал показывать, но, по моему мнению, дальше к «XL Family Outlet», потом в Королёв. В Мытищи официально пойдёт Калужско-Рижская линия.
Дмитрий Сабельников: — А Капотню действительно забывают каждый раз, кстати, пустив радиус в Капотню, разгрузили немного ТКЛ.
Отвечаю: — А вот над этим вопросом мы сегодня и поработаем.
Линия в Капотню: официальное мнение
Выше приведена последняя из доступных на 2020-го год официальных схем с планами по строительству перспективных линий московского метро. Здесь мы снова видим те же проблемы, о которых я написал, отвечая на вопросы. Но нас интересует линия в Капотню. Что мы видим? Линия начинается от станции «Кленовый бульвар», видимо, третьей в узле и глубокого заложения. Пусть даже мелкого, но куда дальше в центр — ответа нет.
Дальше станция в районе железнодорожной платформы Депо, нормально. Но вот следующая станция — что это? На месте парка имени Артёма Боровика или восточнее, под Перервинским бульваром, без пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию — зачем? Проектировщики забыли про задел на «Братиславской»? Далее идёт прекрасная станция под Московским Нефтеперерабатывающим заводом — блеск! Кто-то решил снести такой крупный федеральный объект или его часть, подвергнув смертельному риску строителей и пассажиров?
А дальше вообще супер — станция за МКАД на территории Подмосковья, а это опять договорённости с областными чиновниками, и — сюрприз — в саму Капотню линия вообще не заходит! То есть, жилой район между заводом и МКАД, ради которого она и нужна, так и не получает метро. Из всего этого я делаю вывод, что этими зелёными «маркерными» линиями проектировщики вообще не занимались от слова «совсем». Такая линия городу не нужна.
Моё видение линии в Капотню
Я предлагаю продлить Филёвскую линию метро на восток, соединив её с тем вектором, который направлен в Капотню. Для этого потребуется много денег и ряд решений, которые потребуют такого финансирования, поэтому линия эта должна строиться последней в моей системе.
— платформы наземных станций Филёвской линии удлиняются (удивительно, что этого не было сделано в ходе недавней реконструкции)
— служебно-соединительная ветвь между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями выводится из эксплуатации, так как связка между этими линиями есть за станциями «Кунцевская»
— ликвидируется маршрутное движение по Филёвской линии, как именно — расскажу далее, вкратце — «Выставочная» и «Международная» становятся частью новой линии метро
Александровский сад — Китай-Город-3
Недавно Russos опубликовал найденную в архиве проектную схему 2-й и 3-й очередей московского метро. Здесь можно рассмотреть соединительную ветвь «Александровский сад» — «Площадь Революции». Точнее схемы мне пока не попадалось, и вообще не попадалось ни одной, где был бы показан перегон от «Площади Революции» до «Арбатской» Арбатско-Покровской линии. Сюда я нанёс голубым цветом примерную трассировку от однопутных участков между «Александровским садом» (внизу схемы) и «Площадью Революции» (слева).
Тоннели Арбатско-Покровской линии приведены справочно и неточно, верно указано лишь направление для понимания существующей развязки. Вообще, если уклон или взаимное расположение тоннелей здесь не позволяют сделать врезку, то можно найти и другой участок. Главное, что однопутные тоннели служебно-соединительной линии проходят на достаточной глубине, чтобы не тревожить застройку на поверхности при новом строительстве.
Выше на фото 2017-го года от Russos показан раструб соединительной ветви, за спиной фотографа станция «Александровский сад», впереди — «Площадь Революции». Далее начинается небольшая кривая, которая видна на схеме, а потом идёт длинный прямой участок с уклоном. Вот там я предлагаю сделать «врезку» новых камер съездов.
В итоге при удачном стечении обстоятельств может даже сохраниться служебная ветвь между линиями хотя бы по одному из двух тоннелей. К сожалению, ближе к «Площади Революции» осуществить это не получится, здесь снова кривая (путь ветви слева, справа — 2-ой путь Арбатско-Покровской линии от «Арбатской» к «Площади Революции», при этом последняя находится за спиной фотографа):
Можете сами совершить виртуальную поездку по служебно-соединительной ветви (жаль, что качество видео плохое, но какое уж есть для раритетного):
Строительство можно вести через ставшие вентиляционными шахты № 66 и № 68, оставшиеся от строительства Замоскворецкой линии. Вот вентшахта во дворе 4-го квартала Тверского района (Богоявленский переулок):
Китай-Город — 3
Здесь нужно оговориться: мне неизвестно, что именно находится под землёй в тех или иных местах, поэтому все мои выкладки основаны лишь на том, что я вижу на поверхности. Вот, к примеру, как можно разместить станцию «Китай-Город» Филёвско-Капотненской линии (показана голубым цветом):
Наверху там проходит улица Старая площадь и находится Ильинский сквер. Вряд ли возможна станция мелкого заложения, да и на счёт «глубокой» тоже можно усомниться, предполагая, что подземное пространство там может быть уже занято важными спецобъектами.
Тем не менее, «глубокую» станцию тут получится разместить и как-то по-другому. Например, придвинув к станции «Маросейка» («Хмельницкая», «Покровские ворота»), не построенной на Арбатско-Покровской линии, чтобы получилась пересадка и на ней. Впрочем, эта пересадка не очень нужна, ведь Филёвская и Арбатско-Покровская линии несколько раз пересекаются, а между восточными радиусами вряд ли люди будут делать пересадку через центр.
Яузские ворота
Станция с таким названием была пропущена на перегоне «Китай-Город» — «Таганская» при строительстве Таганско-Краснопресненской линии. Думаю, что той линии её уже не вернуть, а вот на Филёвско-Капотненской она будет в самый раз. Северный выход станции глубокого заложения «Яузские ворота» появится в Устьинском сквере, а южный — на Подгорской набережной, перед высотным зданием на Котельнической набережной.
Садовники / Садовническая
Следующая станция метро может быть расположена на острове, окружённом Москва-рекой и Обводным каналом, на Садовнической улице. Здесь можно даже попробовать построить её мелким заложением. Между домами № 61с1 и № 69 на время строительства прокладывается объездная дорога, либо здесь разместится стройплощадка. Дом № 63с4 является одноэтажной пристройкой и может быть снесён. Двухэтажный дом № 67с1, если представляет ценность, может быть передвинут внутрь квартала от красной линии улицы.
Павелецкая — 3
Станция метро, пересадочная с «Павелецкими» Кольцевой, Замосковорецкой линий, может быть построена под Кожевнической улицей. Может быть, даже удастся и тут применить открытый способ строительства станции в глубоком котловане.
Из северного торца станции выполняется пересадка, связывающая её как с пересадочным коридором (показан на схеме условно) между двумя существующими станциями, так и с восточным торцом станции Кольцевой линии метро. При желании на первом можно сэкономить, так как между Замосковрецкой и Филёвско-Капотненской линями пересадка будет также на станции «Автозаводская». Или оставить только примыкание к действующему пересадочному коридору.
Выход из южного торца новой станции планируется к Кожевнической улице и зданию Павелецкого вокзала. Также можно сделать интеграцию со строящимся подземным торговым центром под площадью.
Кожевническая
Станция «Кожевническая» разместится вдоль 4-го Кожевнического переулка, восточным торцом у пересечения с Дербеневской улицей. В начале переулка есть два одноэтажных сносимых здания — дома № 2 и № 4. Площадка может быть пригодна для строительства станции мелкого заложения.
Эта станция частично решает проблему пропущенной станции «Дербеневская» перегона «Павелецкая» — «Автозаводская» Замоскворецкой линии. В то же время, она располагается севернее «Дербеневской», исключая дублирование, если будет принято решение достроить пропущенную станцию Замоскворецкой линии. Ещё южнее находится платформа Дербеневская Павелецкого направления на Московской железной дороге, включение которой в тариф для Московских Центральных Диаметров окончательно снимает необходимость строительства станции Замоскворецкой линии для этого района.
Хлебозаводская / Хлебозавод
Следующая станция может разместиться под безымянным проездом между Павелецкой набережной и 3-м Павелецким проездом у жилого комплекса «Резиденции композиторов» и рядом со сложившейся жилой застройкой. А название ей может дать хлебозавод ПАО «Москворечье», бывший № 7. Здесь находится ещё один жилой анклав, окружённый со всех сторон автотрассами и железной дорогой, поэтому имеет смысл разместить здесь станцию метро. Если же по какой-то причине разместить станцию в этом месте не получится, можно попробовать вариант, параллельный Павелецкой набережной.
Автозаводская — 2, 3 или 4
Номер новой станции будет исходя из того, считать ли станцию Московского Центрального Кольца «Автозаводская» в системе метро или не считать. Если да, то это будет третья станция в узле, если нет — вторая. Кроме того, здесь же по последним официальным планам планируется станция на соединении Троицкой и Некрасовской линий, которое я предлагаю переделать в Троицко-Балашихинскую линию. Независимо от того, построят здесь ещё в ближайшие годы ещё одну станцию, или нет, станция Филёвско-Капотненской линии не поменяет своего положения.
Станция расположится под 1-м Автозаводским проездом и может быть построена открытым способом в глубоком котловане. По крайней мере, пока не построена станция Троицко-Некрасовской линии. Однако «Автозаводская» Замоскворецкой линии и так глубокая станция, хоть и строилась открытым способом. Возможно, удастся «посадить» здесь новую станцию повыше, пропустив тоннели новой линии на мостах над «коробкой» старой станции метро.
Также новая станция решает задачу появления здесь коридора «сухие ноги» на пересадке между «Автозаводской» Замоскворецкой линии и одноимённой станцией Московского Центрального Кольца. Южный торец станции Филёвско-Капотненской линии будет содержать пересадку на Московское Центральное Кольцо, северный — на Замоскворецкую линию. В северном торце также можно сделать выход на Автозаводскую площадь. На станцию Троицко-Некрасовской (Троицко-Балашихинской) линии пересесть можно будет по лестнице с платформы одной станции с помощью коридора, соединяемого с лестницей на платформе второй:
Если Троицко-Балашихинская линия пройдёт через станцию, пересадочную с «Кожуховской» Люблинско-Дмитровской линии, пересадки на с Филёвско-Капотненской линией у них не будет. Но, так как, скорее всего, линия будет построена как Троицко-Некрасовская и пройдёт через «Автозаводскую» и «Дубровку», то пересадка между новыми линиями будет на «Автозаводской».
Южный порт — 2 / Южнопортовая — 2
Следующая станция может быть построена вместо или вместе с планируемой станцией «Южный порт» на перегоне «Кожуховская» — «Печатники», что на Люблинско-Дмитровской линии. Выше и ниже я привёл два варианта для параллельной станции Филёвско-Капотненской линии, размещённой южнее или севернее станции Люблинско-Дмитровской линии. Кажется, размещению севернее будет мешать коллектор подземной речки (Чурилихи, вроде).
Есть ещё один вариант, если разместить здесь станцию по какой-то причине не выходит. Он был показан для одной из станций связки Троицкой линии с Некрасовской. Отметил станцию голубой стрелкой в правом верхнем углу:
Предположительно, станция размещалась в районе завода Деревоизделий, он будет снесён ради строительства жилья. Снова отметил голубой стрелкой:
На выбор здесь есть несколько вариантов, в том числе и с отказом от станции на Люблинско-Дмитровской линии, из-за которой придётся перекрывать по ней движение от «Дубровки» до «Волжской».
Нагатинский затон — 2
Думаю, что здесь пояснения излишни. Пересадка на Большую Кольцевую линию, вторая станция в узле. Для открытого способа работ придётся строить довольно глубокий котлован, чтобы уйти тоннелями под станцию Большой Кольцевой линии. Отметил примерно голубым цветом, как это может быть:
Перерва
После «Нагатинского затона» я предлагаю вести линию не к платформе Депо, как это в официальной трассировке, где сделать станцию мелкого заложения будет более сложной задачей, а к соседней платформе Перерва на Курском направлении Московской железной дороги, также относящейся ко второму Московскому Центральному Диаметру. Тут на месте Деревообрабатывающего комбината ПАО «Заречье» планируются «многофункциональный деловой кластер» и жилой квартал по реновации. Рядом есть место для станции метро.
На чертеже отмечена некая техническая зона. Что это, я не знаю. Может быть, vladislav подскажет. Может быть, коллектор. А, может быть, это продление Проектируемого проезда № 5022. В любом случае, рядом есть полоса земли примерно такой же ширины, куда поместится линия метро. Юго-восточная хорда не помешает, так как проходит здесь по поверхности.
Южный выход станции Филёвско-Капотненской линии будет соединён с новым конкорсом платформы Перерва и выведет к Шоссейной улице. Северный выход — на улицу Полбина. Если расстояние между станциями «Нагатинский затон» и «Перерва» превысит три километра, промежуточная станция размещается на улице Гурьянова, например, у многофункционального торгового комплекса «Сёрф Плаза» и рядом с BMX-велодромом «Печатники».
Если всё же из-за чего-то разместить станцию «Перерва» в указанном месте не получится (ну, например, Следственный изолятор № 6 УФСИН запретит), то сдвигаем её на юг под улицу Перерва. Правда, тогда придётся на платформе Перерва строить ещё одни конкорс в южном торце, а станция на улице Гурьянова становится неизбежной. В этом месте Юго-восточная хорда пройдёт эстакадой:
Братиславская — 2
От улицы Перерва на восток к станции метро «Братиславская» Люблинско-Дмитровской линии уходит нереализованная техзническая зона Большой Кольцевой линии. Вы можете рассмотреть её здесь (показана красным):
Сама станция «Братиславская» построена с заделом под пересадку на вторую станцию, параллельную ей. Вы можете увидеть этот задел в своде станции в виде неоформленного участка ближе к восточному торцу. Вторая станция или разместится на месте торгово-развлекательного центра «БУМ», или же под Братиславской улицей.
Белореченская
После станции «Братиславская» Филёвско-Капотненская линия повернёт под сквер Ветеранов Великой Отечественной войны на Перервинском бульваре, а далее под Дюссельдорфский парк, после чего выйдет к Белореченской улице. На перекрёстке с улицей Марьинский парк строится подземный пешеходный переход в рамках проекта Южная рокада, который может быть интегрирован со станцией метро. Также при необходимости станцию можно подвинуть на восток относительно этого места под улицу Верхние поля. Рядом находится территория некоего шламохранилища, которая в перспективе может быть застроена жилыми комплексами.
Нефтезаводская / Нефтяная / Нефтезавод
Дальше, поскольку мы не враги будущим строителям и пассажирам, уводим трассу линии под улицу Капотня, не заходя ей на территорию Московского Нефтеперерабатывающего завода. И у 1-го квартала Капотни, между ним и парковой зоной вокруг убежища гражданской обороны № 013659, сверху которого находится скейт-парк и велокольцо, строится первая станция в районе Капотня. Далее линия поворачивай под 1-й Капотнинский проезд.
Капотня
Конечная станция, которая даст название одному из радиусов линии, будет расположена под 1-м Капотненским проездом, параллельно дому № 16. На юг уйдут оборотные тупики, которые будут параллельны МКАД. При этом, их расположение совсем не случайно: для дальнейшего продления линии не нужно будет заходить на территорию ТЭЦ-22. Вместо этого, расположив их так, мы снимаем вопрос дальнейшего продления линии через территорию ТЭЦ-22. Вместо этого трассировка в город Дзержинский пройдёт под улицей Энергетиков. Но станция «Капотня» будет временной конечной линии.
Ликвидация «вилки» Филёвской линии
А об этом уважаемые читатели моего блога узнают в следующем посте…