Кино

Фильм «Эверест»: новые похождения капитана Очевидность

0 1954

«Эверест» (Everest)

США – Великобритания – Исландия, реж. Бальтасар Кормакур, в ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джон Хоукс, Эмили Уотсон, Майкл Келли, Наоко Мори, Джейк Джилленхол, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Кира Найтли, Робин Райт, Сэм Уортингтон.

Сайт фильма

Для одних Эверест – неприступная глыба, для других – осуществимая мечта, для третьих - источник дохода. К чёрту чисто спортивный интерес – когда можно зарабатывать, водя на высоту полёта «Боинга» коммерческие «экскурсии». Одна из таких полутуристических групп прибыла в Катманду весной 1996-го года: 47-летняя японка, почтальон, техасец, журналист… Им предстоит пройти сорокадневную подготовку, совершить три коротких подъёма – ну а затем атаковать вожделенную снежную верхушку. Печальная статистика - каждый четвёртый оставался на горе навсегда - никого не пугала: для этого и нужен «экскурсовод», чтобы не допустить ничего подобного.

Трейлер фильма «Эверест»

Жанр и сюжет «Эвереста» настолько очевидны, что нужно большое мужество, чтобы не процитировать здесь в первых же строчках знаменитые песни Высоцкого из «Вертикали» - любая, кажется, с лёгкостью заменила б рецензию. Привнести что-то новое в историю о непростом восхождении могут разве что два фактора: качество собственно съёмок – и небывалая проработка характеров.

С первым вопросов нет: не стоило бы и браться за такое дело, не будь у создателей ленты уверенности в том, что зритель ахнет от восторга, почувствовав благодаря 3D, будто сам стоит на краю бездонной пропасти. Другое дело, что в то время как на Эверест карабкались герои фильма (он основан на реальных событиях), там же работала группа одноимённой документалки, ставшей двумя годами позже одним из первых суперхитов в залах IMAX. То есть, первопроходцами Кормакура и его коллег точно не назовёшь – они, конечно, большие молодцы, но в исторической перспективе не открывают нам ничего нового.

Ролик о съёмках фильма «Эверест»

Что касается второго пункта, то здесь авторы «Эвереста» определённо пасуют, словно бы считая, что техническое совершенство освобождает их от подобного рода «мелочей». Даже притом, что у каждого персонажа здесь есть прототип – со своею судьбой, со своими достоинствами и пороками, - в фильме все они, метафорически говоря, на одно лицо. Кого-то ещё можно различить – этот потолще, у этого борода, а это и вовсе японка, - но в целом это не индивидуальности, а штампованный набор неких довольно условных человечков, задача которых – пойти туда, не знаю куда, достать то, не знаю что; если конкретнее – подняться наверх и опуститься вниз.

За характеры отвечают тут не характеры как таковые, а робким пунктиром заменяющие их «биографические черты»: один герой чуть было не забывает про годовщину свадьбы, другого ждёт молодая беременная жена, третий пообещал детям водрузить на вершине школьный флаг, четвёртый просто беспрестанно бухает. Людей как таковых за этим набором фактов не чувствуется, более того – тут плохо работают даже маски, хотя казалось бы, чего ж условнее?.. Полюбить всех их трудно, пожалуй, что и невозможно, а раз нет симпатии, то откуда взяться сочувствию?..

Ролик фильма «Эверест» о покорении Эвереста

Что самое возмутительное, здесь даже не сделано стоящей попытки ответить на вопрос, для чего люди рискуют жизнями, чтобы сразиться с «кровожадным хищником», с которым сравнивают Эверест уже в самом начале. «Здесь каждый бросает вызов вершине, но последнее слово всегда остаётся за горой», - говорит россиянин (что, конечно, плюс в карму фильма) Анатолий Букреев, но зачем бросать этот вызов на таких условиях – непонятно.

Вернее, вопрос «Зачем?» ставится, но ставится словно для галочки, не предполагая ни «копания», ни вменяемого ответа. Как говорил герой совсем другого кино: «Я дерусь, потому что дерусь», - так и здесь: «Я покоряю Эверест потому, что могу», - говорит выглядящий довольно тщедушным почтальон; ну-ну. Техасец, оказывается, бежит на гору от депрессии; мда. Засчитать такие признания за нечто, что многое объясняет, никак невозможно – но двигаться дальше в этом фильме никто не хочет.

И что это даёт зрителю, кроме кратковременных ощущений?.. Понимания сути происходящего нет, тема не раскрыта даже поверхностно. Остаются разве что глянцевая картинка да зрелищный аттракцион; почему фильм не так давно выбрали для открытия Венецианского фестиваля – вопрос настолько же открытый.

Съёмочная группа фильма «Эверест» на 72-м Венецианском кинофестивале