«Пассажиры» (Passengers)
США, реж. Мортен Тильдум, в ролях: Крис Пратт, Дженнифер Лоуренс, Майкл Шин, Лоуренс Фишберн.
Большой межпланетный корабль вот уже тридцать лет бороздит просторы Вселенной на пути к «жемчужине захваченных миров» — космическому поселению под броским названием «Райская обитель 2». На борту «Авалона» — 258 человек экипажа и пять тысяч пассажиров, которым рекламой были обещаны «новый мир, чистая природа, перспективы». Все они погружены в безмятежный искусственный сон, который продлится ещё очень долго — порядка девяноста лет. Но до пункта назначения не доедут Джим с Авророй, которые не по своей воле вынуждены коротать деньки в компании единственного на весь корабль андроида-бармена.
Трейлер фильма «Пассажиры»
«Пассажиры» — отличный сюрприз под конец года, высокобюджетное развлечение с необычайно аскетичным сюжетом, удавшаяся попытка сделать космический блокбастер из истории про нового Робинзона Крузо. Логичны и оправданны сравнения с «Гравитацией»: оба фильма объединены темой «маленький человек в необъятном космосе», с той лишь разницей, что героиня Сандры Буллок в случае неудачи могла умереть через пару часов, тогда как у героя Криса Пратта впереди — целая жизнь, просто проведённая им в гордом одиночестве.
Что бы вы делали на его месте, окажись в аналогичной ситуации, когда нет необходимости добывать пропитание и единственная очевидная угроза — смертная скука? Первые сорок минут картины весьма удачно описывают это состояние, когда герой осознаёт, что «слишком рано проснулся», пытается этому сопротивляться, но со временем смиряется, следуя мудрому совету своего искусственного собеседника: «Перестань волноваться о том, что не можешь контролировать. Просто живи». Далее следует «оттяг» в виде танцевальных баттлов, бесконечных бросков мячом по кольцу, одиночных походов в кино. Кроме того Джим попросту по-чёрному бухает, что делает его ещё более симпатичным для чуткого к подобным злоупотреблениям сердца.
Фрагмент из фильма «Пассажиры»
Ну, а потом, по прописанному ещё Даниелем Дефо закону, наступает черёд появиться Пятнице — на сей раз в виде симпатичной писательницы, которая пошла на «географическое самоубийство» ради будущей вечной славы: в её задачи входило познать и в красках описать жизнь новых колонизаторов, после чего вернуться обратно на Землю. Там, правда, к тому времени пройдёт почти два с половиной столетия, но так ведь даже получается интереснее. Проснувшись, Аврора (имя, как вы понимаете, неслучайное, говорящее), конечно, расстроена, что вышло не по плану, однако старается не отчаиваться: «Не о такой жизни мы мечтали. Но это наша жизнь».
После чего авторами заготовлено ещё несколько сюжетных поворотов, которые лишь усилят напряжение и не позволят зрительскому вниманию ослабнуть вплоть до самого финала. Оставляющего, кстати, великий простор для сиквелов; в отличие от множества других продолжений, «Пассажиров 2» было бы по-настоящему любопытно увидеть.
Фрагмент из фильма «Пассажиры»
Режиссёр Мортен Тильдум прославился в Европе благодаря «Охотникам за головами», которые стали самым кассовым фильмом в летописи норвежского кинематографа, а не столь давно получил оскаровскую номинацию за «Игру в имитацию». Его дебют у голливудского мейджора вышел столь ярким в первую очередь потому, что это кино не про спецэффекты (как бы ни настаивала реклама), а про человеческие отношения — просто в относительно экзотической оболочке. В Робинзона, попавшего на привычный необитаемый остров, с каждым годом поверить сейчас всё труднее, но достаточно оказалось изменить ряд параметров, подстроив историю под современные требования, и вышло так, что вечный сюжет о беспросветном одиночестве по-прежнему работает, волнует и увлекает.
При всей прямолинейности картины здесь есть немало украшающих её очаровательных виньеток. Вот, например, инженер-механик второго класса обнаруживает, что при всём многообразии выбора в столовой ему доступен только чёрный кофе: социальное расслоение земляне везут с собой даже на новую планету. А вот он прикармливает роботов-уборщиков как собачек — довольно мило выходит и трогательно. Поездка в лифте позволяет испытать себя в невесомости, а с прогулочной палубы так и вовсе можно совершить затяжной прыжок в чёрный космос — и ощущение, что ты в этом мире — всего лишь крохотная песчинка, по-хорошему завораживает.
Ролик о съёмках фильма «Пассажиры»
«Нет худа без добра», — полагает уже упомянутый бармен, и эта простая житейская мудрость спаяна тут с небанальной историей любви, когда за формулой «понять и простить» стоит не условная разбитая чашка, а целая украденная жизнь. Впрочем, это смотря как посмотреть — и тут на ум не может не прийти ещё одна вековая мудрость о том, что с милым рай и в шалаше. Особенно когда выбор так невелик и искать «того, кто заполнит твоё сердце», даже и не приходится.
У Дженнифер Лоуренс, казалось бы, давно сложился экранный «роман» с Брэдли Купером, однако после «Пассажиров» её наверняка надолго «поженят» с Крисом Праттом. Их дуэт вышел, можно сказать, идеальным, что также добавляет картине плюсов, помогая нам поверить в предлагаемые обстоятельства и в полной мере насладиться интересно придуманным и отлично поставленным фильмом.
Кадр из фильма «Пассажиры»