3 июня в Ивановской области завершился VI кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Гран-при был присужден фильму Сергея Лозницы «В тумане».
Конкурсную программу из десяти фильмов судило жюри под председательством американского режиссера и художника-постановщика Роджера Кристиана (в последнем качестве он в 1978 году получил премию «Оскар» за работу над легендарными «Звездными войнами»). Компанию ему составляли российский режиссер Андрей Звягинцев, актеры Йоханнес Цайлер и Владас Багдонас (первый известен нам по роли Фауста в последнем фильме Александра Сокурова, второй – по роли Дирижера в картине Павла Лунгина), актриса Динара Друкарова.
Тот факт, что основная часть жюри, даже будучи номинально иностранцами, имеет непосредственное отношение к России, навевает, конечно, мысли о том, что судьба Главного приза была предрешена заранее. В пользу этого говорит и то, что Лозница предпочел российскую премьеру своего фильма (всего неделю назад мы писали о нем в связи с Каннским фестивалем) провести здесь, а не на более престижном «Кинотавре».
Однако серьезным противовесом этим досужим предположениям выступает качество самой картины – а это весьма серьезное произведение в контексте сегодняшнего кинопроцесса. Фильм основан на повести Василя Быкова, действие происходит во время Великой Отечественной войны. Это история трех человек – один из них несправедливо подозревается в предательстве, двое других – партизаны, явившиеся его покарать. Выбор, который делает каждый из них, и составляет основу рассказа. Строгое изобразительное решение, заслуживающие внимания актерские рисунки, мастерская работа режиссера по выстраиванию повествования внутри кадра – всё это вместе действительно выделяет «В тумане» среди многих прочих сегодняшних фильмов.
Однако при этом нельзя сказать, что лента Лозницы сколько-нибудь заметно выделялась на фоне конкурсантов прошедшего фестиваля. Программа, составленная известным кинокритиком Андреем Плаховым, была не просто сильной (что уже замечательно для маленького кинофорума), но и в хорошем смысле этого слова ровной. Собранные фильмы были разными, но не один из них не был лишним – про каждый можно сказать, что на фестивале имени Тарковского он оказался по праву. Некоторые картины соприкасались с творчеством великого русского режиссера по формальным, чисто стилистическим признакам, другие были близки ему в плане серьезности поднимаемых тем и вопросов. И каждая оказалась достойна потраченного на нее времени.
Пожалуй, самым близким к Тарковскому человеком среди конкурсантов оказался бразилец Эдуарду Нуниш, заслуженно получивший из рук Андрея Звягинцева приз за лучшую режиссуру. Его картина «Юго-Запад» в первую очередь завораживает своим визуальным рядом – черно-белые широкоэкранные кадры, опаленные солнцем и лишенные посторонних деталей.
Но велика и смысловая нагрузка фильма, в котором главная героиня за один день как будто бы проживает целую жизнь: под утро она родилась, вскоре превратилась в маленькую девочку, к обеду стала девушкой – ну а спать легла уже глубокой старухой. В своей попытке отразить Время – спрессовав годы до размера суток – автор ленты достигает значительных успехов.
Уже сам факт показа фильма на фестивале имени Тарковского, влияние которого режиссер не только не отрицает, но и подчеркивает, оказался для Нуниша большим счастьем. В стократной мере оно было усилено призом (жалко, правда, что не Главным), полученным, кстати, почти в день рождения – накануне, 2 июня, Эдуарду принимал поздравления с 43-летием. Хочется надеяться, что режиссер привезет в Россию и свои будущие работы.
Специальный приз за профессиональные достижения с формулировкой «За отражение парадоксальности человеческой природы» жюри присудило фильму «Одинокая планета» (США-Германия, реж. Джулия Локтев), главные роли в котором исполняют знаменитый актер Гаэль Гарсия Берналь и актриса Хани Фурстенберг. Их герои – туристы, приезжающие в Грузию побродить по горам. Зрители становятся свидетелями долгой пешей прогулки, редких привалов и таких же редких, малозначащих диалогов. Всё меняет случайная встреча с местными жителями, один из которых вдруг наставляет на путешественников ружье. Последствиям инцидента посвящена вторая, такая же неспешная половина картины.
Фестиваль «Зеркало» отличается от многих прочих тем, что на нем не предусмотрены призы за лучшие мужские и женские роли. В регламенте прописаны лишь три награды (уже названные) – и кроме этого жюри имеет право на так называемое «Специальное упоминание». Жюри этим правом воспользовалось и выделило актерский ансамбль картины «Откройте двери и окна» (Аргентина-Швейцария, реж. Милагрос Мументалер). Не удивительно: этот фильм пронизан чеховскими нотками. Здесь тоже - три сестры, большой дом, равномерное течение жизни. Только в отличие от Чехова, автор этой ленты все-таки дает одной сестре возможность убежать – не в Москву, а просто на волю, вместе с любимым человеком.
Приз зрительских симпатий получила картина «С четверга до воскресенья» (Чили-Нидерланды, реж. Доминга Сотомайор), которая, как и «Одинокая планета», рассказывает о долгом путешествии, только на сей раз – автомобильном. Семья – папа, мама, сынок и дочка – едут по Чили, молчат, иногда разговаривают; дети – а история показана как бы их глазами – быть может, и не всё понимают, но чувствуют, что родители в ссоре.
Свой приз также вручил Сбербанк России - генеральный партнер фестиваля отметил израильскую ленту «Комната 514» (реж. Шарон Бар-Зив) с формулировкой «За честный и бескомпромиссный рассказ о болевых проблемах своей страны». В отличие от других победивших фильмов, герои которых преодолевают за отведенные им полтора-два часа огромные расстояния, действие этой картины практически не покидает пределов одной комнаты. Молодая следовательница расследует инцидент, в ходе которого офицер, ранее отлично себя зарекомендовавший, избил ни в чем неповинного араба. «Это мог быть террорист», - настаивает на своем подозреваемый.
Кроме того, на церемонии открытия «Зеркала», которая состоялась 29 мая, приз за выдающийся вклад в киноискусство был вручен режиссеру Александру Сокурову. Его «Фауст» был продемонстрирован на специальном показе.
Закрывая фестиваль, его президент – кинорежиссер Павел Лунгин - отметил, что «имя Тарковского – это тот ключ, который открывает путь к сердцу любого кинематографиста». В этом году оргкомитет «Зеркала» имеет полное право гордиться тем, что принимал в качестве почетных гостей Карлоса Рейгадаса и Нури Бильге Джейлана, которые наравне с Андреем Звягинцевым считаются сегодня главными «продолжателями» дела Тарковского и являются любимчиками Каннского кинофестиваля: Рейгадас получил там приз за режиссуру только что, Джейлан - Гран-при жюри в прошлом году. Оба мастера представили в Ивановской области ретроспективы своих фильмов. Лунгин пообещал, что и в следующем году фестиваль снова постарается удивить как программой, так и именитыми гостями.
Фестиваль «Зеркало» проходил с 29 мая по 3 июня. Зрители смотрели фильмы в городе Иваново, жюри, участники и пресса – в Плёсе. Вместе с красивыми призами призами победители получили и значительное денежное поощрение: довесок к Гран-при составил 900 тысяч рублей, призы за режиссуру и профессиональные достижения «стоили» по 300 тысяч.