Кино

Фильмы года: 2013-й в кинокадрах

3 334

Фильм года – «Джанго освобождённый»

Промо к фильму "Джанго освобожденный".

Традиционно часть картин, претендующих на «Оскар», выходит у нас чуть позже, чем у себя на родине – и этим объясняется присутствие в данном «наградном листе» нескольких лент 2012-го года выпуска. И весьма показательно, кстати, что после января, когда в России вышел «Джанго», ни один фильм так и не смог превзойти по своей виртуозности и улётности выдающуюся работу Квентина Тарантино: в наш перенасыщенный век подлинный шедевр – явление по-прежнему единичное.

Кадр из фильма "Легенда 17".

Лучший российский фильм года – «Легенда №17»

Мирового уровня фильм – такого качества мы в российском кино не видели уже давно. По всем показателям: выстроенный с невероятной чёткостью сценарий, отлично стилизованная картинка, безупречный монтаж, мощнейшие актёрские работы – и, конечно, постановка Николая Лебедева, сумевшего максимально профессионально ответить на очевидно назревший народный запрос. Довольно редкий в наших краях случай, когда кино приняли решительно все – и критики, и зрители, и сами кинематографисты.

Промо "Семейка Крудс".

Мультфильм года – «Семейка Крудс»

Во времена, когда главенствующее положение в прокате всё чаще занимают продолжения уже зарекомендовавших себя хитов, снимать оригинальные ленты становится всё труднее – и к анимационным картинам это относится в первую очередь. Тем не менее, пока что хороших свежих идей хватает хотя бы на парочку мультфильмов в год – и «Семейка Крудс» Криса Сандерса и Кирка де Микко блистательное тому подтверждение. Яркая, смешная, по-настоящему семейная – история, который останется с нами на все времена. Ну и к которой наверняка в обозримом будущем придумают продолжение.

Кадр из фильма "Гравитация".

Самый фантастический фильм года – «Гравитация»

Уже на уровне задумки это был на редкость экстравагантный проект – рассказ о женщине, в печальном одиночестве вдруг улетевшей в глубины космоса… Звучало красиво, но зрительский потенциал был отнюдь не очевиден – и финансирование на фильм было найдено далеко не сразу. Результат же превзошёл даже самые смелые ожидания: из сугубо камерной истории режиссёр Альфонсо Куарон и оператор Эммануэль Любецки умудрились сотворить технически совершенное произведение, поражающее воображение. Оставаясь на Земле, они сняли Космос так, что сомнения в подлинности происходящего возникли разве что у тех специалистов, кто по долгу службы знает, как всё по правде бывает на орбите.

Кадр из фильма "Географ глобус пропил".

Лучший «советский» фильм года – «Географ глобус пропил»

«Что же это такое?! – скажете вы. – Один фильм – «лучший российский», а другой – «лучший советский»?! Как так?..» Но что же поделать, если в этом году наше кино сделало давно ожидаемый рывок и подарило нам не одну, а сразу несколько выдающихся картин, обречённых остаться не только в народной памяти, но и в истории страны. Но если «Легенда №17» - это для российского кинематографа нечто действительно по своему качеству новое, то фильм Александра Велединского в самом хорошем смысле продолжает самые лучшие традиции именно что советского киноискусства. Это честный и искренний рассказ о людях, которые живут рядом с нами. И таких вот лент - о наших современниках – сейчас определённо не хватает.

Кадр из фильма "Горько".

Комедия года – «Горько!»

Комедии в России снимаются всё чаще: стоят недорого, а окупаются лучше всего – редкая «кинохохма» не перекроет свой бюджет в два, а то и в три раза. Но в плане вечности вся эта ерунда не стоит и копейки: поржали – и тут же забыли. Тем более приятно, что в череде поденщиков всё-таки нашёлся по крайней мере один подлинный талант: Жора Крыжовников, которого критики тут же начали сравнивать с самим Гайдаем! Чудом избежав падения в бездны пошлости, он снял подлинно народный фильм – в котором едва ли не каждый легко узнает либо самого себя, либо своих близких знакомых. А подобное «узнавание» ни одна голливудская комедия не обеспечит.

Кадр из фильма "Бойфренд из будущего"

Ромком года – «Бойфренд из будущего»

Романтическая комедия и просто комедия – жанры разные. Потому что ромком – это не одно лишь «хи-хи», а отчасти ещё и мелодрама, история про отношения, про чувства. Тут всё очень тонко – и подлинного успеха добиться невероятно сложно. Однако Ричарду Кёртису невероятным образом в очередной раз удалось поведать миру о чём-то большем, чем просто Любовь – хотя что, казалось бы, может быть больше.

Кадр из фильма "Отверженные".

Мюзикл года – «Отверженные»

Легендарный мюзикл, перенесённый на экран Томом Хупером, побеждает у нас при полном отсутствии конкуренции – ну и ладно. Главное, что фильм – замечательный.

Кадр из фильма "Джек Ричар".

Детектив года – «Джек Ричер»

Детективы теперь в кино такая же редкость, как и мюзиклы, – зритель стал предпочитать куда более прямолинейные фильмы, без особых загадок. Тем больше причин выразить благодарность Кристоферу МакКуорри и Тому Крузу – за то, что создали образцовый детектив нового века: остроумный и энергичный.

Кадр из фильма "Анна Каренина".

Экранизация года – «Анна Каренина»

Учитывая, что «Великий Гэтсби» в исполнении База Лурмана прискорбно разочаровал, у ещё одного фильма, вышедшего в январе, за год так и не появилось достойных соперников. Очередная экранизация романа Льва Толстого пусть и заслужила определение «спорной», но лихость, с которой Джо Райт, взялся за дело, всё равно подкупает. Как и Кира Найтли, доросшая до одной из величайших ролей в истории искусства.

Кадр из фильма «Джек – покоритель великанов».

Сказка года – «Джек – покоритель великанов»

Сказочка, конечно, получилась больше для взрослых, но главное, что получилась – не у всякого режиссёра выходит сохранить должную интонацию при обращении к сюжету, рассчитанному на максимально широкую аудиторию. А вот Брайану Сингеру это блистательно удалось.

Кадр из фильма "Белоснежка".

Лучший немой фильм года – «Белоснежка»

После оглушительного успеха «Артиста» данная «номинация», похоже, станет для каждого года обязательной: вернуться к истокам и доказать, что подлинное Кино – это отнюдь не только 3D и IMAX, захотели кинематографисты разных стран и разного таланта. Хотя испанец Пабло Берхер, кстати говоря, приступил к разработке своего изысканного чёрно-белого полотна задолго до французского фильма Хазанавичуса – что лишь свидетельствует о том, что отличные идеи зачастую носятся в воздухе.

Кадр из фильма "Человек из стали".

Самый религиозный фильм года – «Человек из стали»

О Супермене и раньше говорили как о Втором пришествии, но Зак Снайдер, кажется, поставил в этом вопросе жирную точку: так и есть, вот он – наш Спаситель. Поэтому Ульрих Зайдль с его «райской трилогией» и особо скандальной второй серией «Рай: Вера» в данной номинации, как ни покажется это удивительным, всего лишь второй.

Кадр из фильма "Майор".

Жесть года – «Майор»

Категория, в которой было, из чего выбирать – от французского рассказа про женщину с железными ногами «Ржавчина и кость» до жутчайшего американского беспредела «Кровью и потом: Анаболики». Но наш Юрий Быков всех уел, разумеется, - просто перенеся на экран один будничный день из жизни рядового полицейского участка где-то в российской провинции.

Кадр из фильма "Любовь на кончиках пальцев".

Самый прелестный фильм года – «Любовь на кончиках пальцев»

Честно говоря, мне просто хотелось как-то отметить эту картину – действительно совершенно прелестную. Но в категории ромкомов уже есть другой фаворит, по части спортивных драм выигрывает всё та же «Легенда», так что… Так что для фильма Режиса Руэнсара просто пришлось выдумать отдельную номинацию.

Кадр из фильма "Жизнь Адель".

«Пальма» года – «Жизнь Адель»

Если раньше имя Абделатифа Кешиша многим было заучивать лень, то теперь киноманам никуда уж не деться – выданная на Каннском фестивале «Золотая пальмовая ветвь» и титул автора самого скандального фильма года к тому обязывают. Историю любви двух симпатичных девушек с более чем откровенными сценами многие уже после каннской премьеры окрестили самым выдающимся кинопроизведением XIX века – и хотя подобная оценка явно завышена, картина очевидным образом заслуживает того, чтобы её все посмотрели. Даже несмотря на откровенную «пропаганду».

Кадр из фильма "Перед полуночью".

Продолжение года – «Перед полуночью»

К этой работе Ричарда Линклейтера, Итана Хоука и Жюли Дельпи попросту неприменимо банальное слово «сиквел» - уж слишком шикарен их замысел: снимать по ленте каждые девять лет, постепенно развивая историю взаимоотношений мужчины и женщины, чьи жизненные пути однажды случайно пересеклись. Первый шаг был сделан в 1995-м, второй – в 2004-м… Блин, четвертого фильма ждать теперь только в 2022-м!..

Промо к фильму "Возвращение героя".

Возвращение года – «Возвращение героя»

В этой номинации можно было отметить как Георгия Данелия, вернувшегося с новым – анимационным - прочтением своего классического фильма «Ку! Кин-дза-дза», так и Киру Муратовой с её изумительным «Вечным возвращением» (тут просто название фильма обязывает). И уж, конечно, весьма интересен проект, возвращающий на большие экраны голливудскую классику. Но всё-таки первая после долгого-предолгого перерыва главная роль Арнольда Шварценеггера – это Возвращение №1 безо всяких сомнений.

Кадр из фильма "Росомаха: Бессмертный".

Наши люди в Голливуде – «Росомаха: Бессмертный»

Юлия Снигирь злодействовала в четвёртом «Крепком орешке», Константина Хабенского вырезали из «Войны миров Z», Ольга Куриленко окончательно стала голливудской звездой, поработав с Томом Крузом и с Терренсом Маликом, Александр Роднянский спродюсировал «Мачете убивает» и «Машину Джейн Мэнсфилд», а наш «Билет на Вега$» и вовсе снимали в США с заметным участием американской команды… Но всё-таки круче всех выступила в этом году Светлана Ходченкова, сыгравшая отнюдь не последнюю по значимости Гадюку в мировом суперхите. Молодцом, так держать!

Кадр из фильма "Деточки".

Самые важные фильмы года – «За Маркса» и «Деточки»

Единственные отечественные ленты, вслух проговорившие реально острые и по-настоящему значимые российские проблемы – существующие не где-то там, далеко, а вот прямо здесь, здесь и сейчас, в нашей стране. Подобного разговора – серьёзного, шокирующего, вызывающего – наши кинематографисты боятся как огня, а если порой и подходят к чему-нибудь наболевшему, то крайне осторожно, издалека, либо с «авторским отстранением», либо с изрядной выдумкой. Но Светлана Баскова и Дмитрий Астрахан сказали всё, как есть, - за что и получили: кинопрокат их картины не принял, а телеканалы если когда и покажут, то глубоко ночью. Одна надежда – на Интернет, при помощи которого эти ленты уже дошли (или ещё дойдут) до самых широких слоёв населения. Которое и скажет: «Да, так всё и есть. Так всё и есть на самом деле». И именно с этой точки зрения важнее данных фильмов в 2013-м прокатном году ничего более не было.

Кадр из фильма "За Маркса".

Самые кассовые фильмы года – «Железный человек 3» и «Сталинград»

Самые кассовые фильмы года стали одновременно и его главными разочарованиями. «Железный человек» к третьей серии неожиданно превратился из взрослого комикса в детское «ля-ля ля-ля» - что, впрочем, мало кого огорчило, если судить по мировым кассовым сборам в 1,2 млрд долларов. В национальном же прокате первенство у Голливуда с перевесом в 7,5 млн отобрал отечественный блокбастер «Сталинград» ($ 51,760 млн) - пышно сделанный, но художественно неудовлетворительный. Однако совсем уж не упомянуть об этих картинах было бы нельзя – как-никак, искусство искусством, а миром вертит именно что бокс-офис.

Кадр из фильма "Железный человек 3".

Кадр из фильма "Сталинград".