Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло выяснил, какими методами созданный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией получает иностранное финансирование.
Первый эпизод получения Алексеем Навальным денег из-за рубежа был зафиксирован в 2013 году. Навальный тогда принимал участие в выборах мэра Москвы. Иностранные деньги, на которые Алексей проводил свою предвыборную кампанию, поступали сначала на яндекс-кошельки его соратников Янкаускаса, Ляскина и Ашуркова, а после они якобы жертвовали их в фонд кандидата в градоначальники.
Конечно, формально такая схема не была запрещена законом — но иностранные деньги от этого не перестают быть иностранными. Навальный так и не представил отчетов о финансировании кампании, а следовательно — и доказательств того, что его соратникам жертвовали исключительно российские граждане, — рассказал Ремесло изданию Ruposters.Аналогичная схема применялась во время «президентской» кампании Навального в 2018 году. Деньги поступали на биткоин-кошелек и счета Леонида Волкова, а затем жертвовались фонду «Пятое колесо», который считался официальным спонсором кампании. Вместе с Волковым десятки миллионов рублей жертвовали также сотрудники ФБК, не обладающие крупными источниками дохода.
Эпизод с легализацией 75 миллионов является, по мнению Ильи Ремесла, является одной из наиболее необычных финансовых махинаций господина Навального. Некоторые любопытные детали этого эпизода стали известны благодаря неосторожному высказыванию адвоката одного из сотрудников ФБК Владимира Воронина.
Адвокат поведал, что деньги эти были получены от некоего неизвестного мужчины. Он якобы пришел в офис ФБК и оставил там флешку с данными, позволяющими получить доступ к биткоинам на 75 миллионов рублей. Причем установить происхождение криптовалюты по оставленным на флешке даннымбыло нельзя.
Сотрудники ФБК, по словам Воронина, реализовали биткоины через криптовалютную биржу, а полученные средства разместили на счетах организации.
Непонятно, зачем городить эту историю с флешкой, если 75 миллионов пожертвовал российский гражданин, как утверждает Навальный. При этом жертвователь мог просто перечислить эти 75 миллионов на счет ФБК, но он этого не сделал, а вместо этого была использована финансовая прокладка, что является привычной для Навального схемой еще с 2013 года. И единственное объяснение этому — желание Навального скрыть фигуру иностранного спонсора, — пришел к выводу Ремесло.Юрист обратил внимание, что получение денег из-за рубежа не запрещено российским законодательством. Однако от получателя в таком случае требуется зарегистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. Этого Алексей Навальный делать категорически не желает.
«Он предпочитает врать и скрывать очевидное даже от своих сторонников, демонстрируя неуважение к ним. А потом приходят следователи и арестовывают счета соратников», — заключил Илья Ремесло.
Ранее Минюст признал Фонд борьбы с коррупцией иностранным агентом 9 октября текущего года. Основанием для этого стало поступление на счета организации двух траншей из Испании и США. Причем эти средства были отправлены на счета, которые уже были заблокированы в связи с расследованием по делу об отмывании денег через ФБК.
В ФБК полагают, что организацию включили в реестр иностранных агентов несправедливо. Юристы Навального попытались оспорить позицию Минюста и подали иск в Замоскворецкий суд. Но их попытка оказалась напрасной.