Общество

Фото, которое изменило представление о СПИДе: история культового снимка

3 53172

Фотография, запечатлевшая активиста по борьбе с ВИЧ/СПИДом Дэвида Кирби на смертном одре, навсегда изменила восприятие этой болезни в глазах мировой общественности и стала олицетворением страшной эпидемии. Снимок с изображением умирающего Кирби совершенно случайно сняла студентка-журналист.

Дэвид Кирби родился в маленьком городке в штате Огайо 6 декабря 1957 года.

Позже юноша уехал в Калифорнию, где гей-активист мог спокойно наслаждаться жизнью. Родители осуждали блудного сына.

В конце 1980-х Дэвид узнал, что заразился ВИЧ. Осознавая приближение смерти, Кирби связался со своими родителями и спросил, может ли он вернуться домой. По его словам, он хотел умереть в кругу семьи.

Билл и Кей Кирби навещали смертельно больного сына в клинике для ВИЧ-инфицированных Pater Noster House. Там же он познакомился с Терезой Фрейр.

Я поступила в Университет Огайо в Атенсе в январе 1990 года. Я сразу начала работать волонтером в хосписе для больных СПИДом в Колумбусе. В марте я стала делать там снимки и познакомилась с персоналом и одним из волонтеров по имени Пета, которые в то время ухаживали за Дэвидом и другими пациентами, — рассказала позже девушка.

5 мая 1990 года Тереза навещала в клинике Пету. Несколько сотрудников хосписа пришли за ним, чтобы он мог побыть с Дэвидом, и Пета позвал девушку с собой. Сначала Тереза не заходила в палату Дэвида. Но потом вышла его мама и попросила ее запечатлеть последние минуты жизни своего сына и момент их прощания с ним.

Я вошла в комнату и замерла в углу, наблюдая за происходящим и делая снимки. Я абсолютно точно знала, что в тот момент на моих глазах происходило что-то действительно невероятное. Сначала я спросила Дэвида, не против ли он, если я сделаю несколько снимков, на что он ответил: „Все в порядке, если только это не для личной выгоды“. И до сих пор я не взяла за это фото ни цента.

Дэвид был активистом и хотел рассказать миру о том, насколько СПИД разрушителен для семьи больного и общества в целом, добавила она. «Честно говоря, мне кажется, что он лучше меня понимал значение и важность этих фотографий», — заметила девушка.

© Therese Frare

Первое, что приковывает внимание к этой фотографии, — это взгляд Кирби, который кажется отсутствующим. Это взгляд человека, сломленного страшной болезнью. Он смирился со своей смертью, а близкие отказываются ее признавать. Безысходность и боль, которые отражает это фото, для многих людей по всему миру стали олицетворением ВИЧ/СПИДа.

Фотографию опубликовал журнал Life, который назвал ее изображением, которое «изменило лицо СПИДа». По некоторым данным, этот теперь уже культовый черно-белый снимок видели около миллиарда человек. Он также был отмечен наградой World Press Photo Award.

Спустя два года United Colours of Benetton с разрешения семьи Кирби использовала фотографию в рекламной кампании, чтобы показать общественности разрушительные последствия СПИДа. Однако для большего эффекта компания представила цветную версию снимка. Изображение вызвало шквал критики со стороны других активистов по борьбе со СПИДом, которые утверждали, что кампания была в некотором роде оправданием гомосексуализма.

Верующие утверждали, что фотография высмеивает классический образ Марии, держащей Христа после его распятия. Активисты по борьбе со СПИДом выразили возмущение, углядев в этом коллективную эксплуатацию смерти, чтобы продать футболки.

Английская благотворительная организация по борьбе со СПИДом «Терренс Хиггинс Траст» призвала запретить рекламу, назвав ее оскорбительной и неэтичной. А такие модные журналы, как Elle, Vogue и Marie Claire, вообще отказались ее запускать. Призывая к бойкоту Benetton, лондонская Sunday Times утверждала, что «единственный способ остановить это безумие — не покупать товар».

Пока вокруг рекламы «Бенеттона» бушевал скандал, Тереза Фрейр буквально «разваливалась на части». Пока Билл Кирби не сказал ей одну вещь.

Он сказал: „Послушай, Тереза. „Бенеттон“ не использовал нас и не эксплуатировал нас. Это мы использовали их. Благодаря им твою фотографию видели по всему миру, и это именно то, чего хотел Дэвид“. И я просто держалась за это.

Позже Тереза Фрейр занялась другой работой — фрилансом для «Нью-Йорк Таймс» и других изданий. За прошедшие годы фотография прошла долгий путь, рассеивая страх и невежество.

До начала 1990-х общественность была недостаточно осведомлена о ВИЧ/СПИД и их последствиях. Считалось, что эта болезнь, которую называли «веселой», убивает гомосексуалистов и наркоманов.

Фотография умирающего Дэвида Кирби изменила эту тенденцию. Люди, увидевшие сцену семейной трагедии, поняли, что у геев тоже есть родные и близкие, которым больно терять любимого человека.

Волонтер Барб Кордл из клиники, в которой когда-то лежал Кирби, однажды сказал, что знаменитая фотография Фрейр сделала больше, чем любая другая, «чтобы смягчить сердца людей по поводу СПИДа».

Вы не можете смотреть на эту фотографию и ненавидеть человека, болеющего СПИДом. Вы просто не можете, — подытожил он.