Путешествия

Фотодом на набережной. Фоторепортаж

1 372

В Стокгольме, где каждый камень в брусчатке можно причислить к музейному экспонату, музеев вообще достаточно. Но вот еще один открыли, совсем недавно – в 2010-м. И музей этот посвящен фотографии. Не только скандинавской или шведской, а в широком смысле - мировой. И открывала его, кстати, сама Анни Лейбовец – признанный классик современной фотографии. Так что как ни крути, а есть смысл и нам заглянуть в Fotografiska…

Обосновался музей в бывшем здании таможни Стокгольма (Stadsgårdshamnen, 22). До него рукой подать от центра города и Королевского дворца. Но пока идешь по набережной вдоль залива и ничем не примечательных зданий, то сам город как бы уходит на задний план, освобождая голову для новых впечатлений. И уверен, ваши ожидания не будут обмануты.

Как не были обмануты и мои, когда буквально на входе на меня обрушилась Африка Питера Хьюго (Pieter Hugo) – красочная, жестокая и совершенно чужая жизнь, как жизнь на другой планете. В экспозиции были и одиночные фотографии, и известные серии, такие, например, как «Гиены и другие люди», “Голливуд”… Отчасти продолжала тему экспозиция еще одного автора – военного фотожурналиста Маркуса Блисдейла (Marcus Bleasdale). Она была менее надуманной или постановочной, но и не такой яркой, как у Хьюго. Хотя, по правде говоря, у Маркуса есть серии журналистских работ, которые буквально берут за душу зрителя - о нищете, голоде и вечном противостоянии на этом многострадальном континенте…

Но изюминкой этого дня была, конечно, обширнейшая ретроспектива Хельмута Ньютона. Вот уж что я лично рассматривал с большими удовольствием. И, поверьте, не только потому, что среди представленных работ было немало «обнаженки». Крупноформатные отпечатки смотрелись совсем иначе, чем в книгах, и производили, наверное, именно то впечатление, на которое и рассчитывал их автор. Для многих фотографирующих так называемый фэшн Ньютон стал образцом для подражания, признанным мастером, который сделал себя сам, исключительно волей и верой в собственное представление о красоте. И кстати, не так уж много было в конце прошлого века фотографов, сняться у которого мечтала каждая знаменитость того времени...

Что характерно, в этот день в музее было много детей вместе с родителями. И никого не парило то обстоятельство, что на снимках были не совсем одетые дяди и тети. Наверное, пришли те, кто не был ханжами. А те, кто был, - остались дома. Так в Швеции решают эту проблему, по простому, потому как в их парламенте, к счастью, нет ни мизулиных, ни милоновых. Вот свезло-то, не правда ли?..

А напоследок замечу. В музеи, и особенно фотографические, ходить стоит. Они способны показать вам окружающий мир так, как вы сами до этого его еще не видели. То есть не банально. Глядишь, и ваш взгляд завтра станет чуточку острее, а карточки, соответственно, – шедевральней!..

Анатолий Струнин

Стокгольм