Автору этого репортажа всегда было интересно – а как становятся священнослужителями? Неужели где-то можно реально выучиться на такую необычную профессию, или сан священника переходит от отца к сыну? Или, быть может, Господь касается чьего-то сердца, и этот человек сам приходит в храм? Первая моя версия и третья попали в точку.
Как оказалось, действительно существуют специализированные высшие учебные заведения для мужчин, которые готовы посвятить свою жизнь Богу и людям, и называются они духовными семинариями.
Таких вузов по всей стране очень мало, по подсчетам за 2007 год их всего 38. В 2008 году под Новосибирском, в городе Оби, открылась еще одна духовная православная семинария, в которой мне и удалось побывать.
Перед поездкой меня волновали два вопроса: как добраться до Семинарии и нужно ли соблюдать православный дресс-код, как при походе в церковь. Очень повезло, что мне согласился помочь сотрудник пресс-службы Новосибирской Православной Духовной Семинарии (НПДС), студент третьего курса НПДС Александр Сахненко. Он же и стал моим экскурсоводом. «Лучше прийти не в ярком и не в джинсах – так будет более месту соответствовать» – посоветовал мне Александр. Учтя это небольшое наставление, я отправилась знакомиться с семинарией и семинаристами.
Вообще, город Обь – это военный городок, названый в честь реки для того, чтобы затуманить взор врага и запутать его (ведь река Обь не имеет никакого отношения к городу). Поэтому немного странно, почему же ВУЗ для будущих священников находится именно там, а не в центре Новосибирска, как, например, в Томске. Как мне рассказал мой новоявленный экскурсовод, правительство Новосибирской области долго не соглашалось выделять землю под строительство духовного учебного учреждения. А выделило только тогда, когда в Оби сгорел гарнизонный дом офицеров. И тогда, на деньги, которые смогла собрать церковь, началось строительство и реконструкция будущего духовного вуза. «Практически все тут сделано руками студентов, и пол выложили, и стены покрасили, – рассказывает Александр, – только совсем сложные работы выполняли профессиональные рабочие, например лепнину на потолке делали нам под заказ». Сам же городок Обь маленький и больше похож на деревню или поселок. Дома практически все одноэтажные, редко где встретишь высотные здания. Может, так кажется после жизни в мегаполисе, где яркие неоновые огни никогда не гаснут и повсюду, как на праздничном торте, стоят дома «свечки» от десяти этажей и выше?
Александр довольно подробно рассказал, как добраться до нужного места и даже прислал карту проезда, поэтому на нужную остановку я приехала, практически не опоздав. На удивление, для пересечения границы своего города и прибытия в другой мне понадобилось не больше одного часа. С Александром мы встретились на остановке и побрели до семинарии по проселочной дороге, неторопливо ведя беседу обо всем: начиная от погоды и заканчивая отношениями СМИ и Русской Православной Церкви (РПЦ). «Вы знаете, журналисты часто перевирают по незнанию названия православных обрядов, утвари и т.д. Вот, например, один журналист написал в своей статье, что священник шел, размахивая ПАНИКАДИЛОМ. Но размахивать паникадилом он не мог, потому что это огромная центральная люстра, которая висит в храме. Тот предмет, про который шла речь, называется кадило». На фоне серого неба стал ярко вырисовываться зеленый купол небольшой часовни. Вот мы и приближаемся к НПДС.
Здание НПДС похоже на роскошный дворец. Огромное, белоснежное, с колоннами и золотым крестом на крыше, оно выглядит поистине величественно и роскошно. Возвышаясь над частными деревянными домиками, духовное учреждение внушает доверие и спокойствие, рядом с ним, как и внутри, чувствуешь себя в безопасности. Семинария окружена аллеей из деревьев и кустов, территория вокруг ухоженная и опрятная, несмотря на «прелести» поздней осени. Летом, наверное, этот зеленый оазис благоухает и цветет, на радость жителям городка и учащихся. Рядом с входом в НПДС располагается звонница – уличное сооружение для колоколов, и в дни, когда в церкви проходит служба, город Обь наполняется радужным колокольным перезвоном.
Внутри семинария поражает красотой и аккуратностью своего убранства. Войдя, мы видим огромный холл с мраморным полом, колонны цвета подснежника и широкую лестницу, ведущую на второй этаж здания. Примечательно, что в НПДС мало икон. Я ожидала увидеть на каждой стене вуза что-то вроде иконостаса, но нет, все очень гармонично и уместно. На первом этаже здания находятся столовая, библиотека, компьютерный класс и поточная большая аудитория. «Это аудитория для заочников – поясняет Александр – обычно мы занимаемся на втором этаже. Так как семинария совсем молодая, группы очень у нас маленькие, например, на третьем курсе учатся 4 человека». Сами семинаристы в шутку называют свой ВУЗ «Хогвартсом». Но больше всего по укладу жизни и расписанию дня духовный вуз похож на военное училище. Студенты носят специальную форму, состоящую из черного кителя и черных классических брюк, проживают в общежитии по 9 человек в комнате (общежитие находится на третьем этаже в самой семинарии), живут строго по распорядку дня и с жесткой дисциплиной. Без специального прошения на имя проректора по воспитательной работе, студенты не могут покинуть территорию НПДС. Также у них есть послушания – что-то вроде «наряда» в армии. «Послушания, в отличии от армейских нарядов, не являются для нас наказанием или чем-то унизительным. Мы понимаем, что нужно помогать семинарии, где-то пол вымыть, где-то побелить, где-то для бани дров наколоть. Ведь вуз нас полностью содержит, и было бы совсем некрасиво, если бы они еще и убирали за нами. Мы же дома родителям помогаем, почему бы и здесь не помочь?» – рассказывает студент.
Предметы, которые изучают семинаристы, очень редко встретишь в стенах светского вуза. Они изучают латынь, церковно-славянский язык, литургику (наука о богослужении), большое количество предметов исторического цикла (История России, история Русской Церкви, история религии), церковное песнопение, сектоведение и другие.
Существует мнение, что в семинарию поступают те, кто не смог поступить в обычный светский ВУЗ, так как для поступления не требуются результаты ЕГЭ и экзаменов. Но это глубокое заблуждение. Обычный человек с улицы без подготовки никогда не сможет поступить сюда. Да, духовный ВУЗ не требует результатов школьных испытаний, но здесь существуют свои вступительные экзамены, всего их 6 – это экзамены по Священной истории, основам православного вероучения, Богослужебному уставу, церковной истории, сочинение или изложение на церковно-исторические темы, церковное пение. Плюс ко всему этому нужно пройти личное собеседование и принести рекомендацию священника твоего прихода. Ребята, которые поступают в семинарию, делают это абсолютно осознанно.
На втором этаже располагаются несколько аудиторий и церковь. Жители Оби приходят в эту церковь на службы, на большие православные праздники и просто для молитвы или успокоения души. Кстати говоря, там же проходит ежедневная практика у студентов: они могут помогать священникам проводить службы, читать проповеди и петь в церковном хоре. Как мне рассказал Александр, на месте церкви до строительства семинарии располагался актовый зал дома офицеров. При реконструкции здания не стали убирать сцену, ведь у семинаристов, как и у любых студентов, тоже проходят различные мероприятия, конечно, отличающиеся от мероприятий светских ВУЗов, по большей частью своей духовностью. А на третий этаж меня не пустили, ведь там находится общежитие учащихся, мы не стали смущать студентов, так как они не знали о моем присутствии. Девушка в мужской семинарии – редкое явление. Если вы думаете, что я шучу, ошибаетесь – молодой человек с подготовительного отделения пансионного типа (курсы для подготовки поступления в НПДС) настолько не ожидал меня увидеть в стенах ВУЗа, что, заметив, засмущался и скрылся бегством.
Встреча с НПДС и семинаристами потрясла меня. Произошел некий «разрыв шаблонов». Я ожидала увидеть очень серьезных молодых людей, с томным и угрюмым взглядом, неразговорчивых и строгих, фанатично религиозных, которых можно обидеть лишним сказанным словом. В самой семинарии, я думала, что повсюду расположена церковная атрибутика, мрачное здание в готическом стиле со свечным освещением. А на деле оказалось все иначе. Семинаристы – самые добрые и вежливые парни, которых я встречала в своей жизни. Этика стоит у них на первом плане: передо мной открывали двери, подавали руку, пропускали вперед. В нашем двадцать первом веке, к сожалению, это встречается настолько редко, что я опешила от такого отношения. Они действительно умны, обладают отличным чувством юмора, могут поддержать любую тему разговора. В них нет той пошлости, которую мы часто видим в ровесниках, у них другие ценности и другие приоритеты. Как оказалось, каждый священник, как будущий, так и действующий, по своему относится к православию и его канонам.
Сама же семинария – это красивейшее архитектурное сооружение, с большими окнами и великолепным фасадом. Внутри много света и преобладает светлая цветовая гамма. Ощущения легкости и радости после знакомства с духовным миром не покидало меня еще дня два.