История Культура Фоторепортаж

Фотографии довоенного Ленинграда 1931 года в цвете

10 8126

Получившийся неожиданный контраст между яркими диапозитивами 1931 года и чёрно-белыми блокадными фотографиями наглядно говорит о трагедии, пережитой городом.

Санкт-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства

Честь открытия бесценного собрания Бренсона ДеКу для широкой публики принадлежит Калифорнийскому университету в городе Санта-Круз (Калифорния, США). Именно сюда и поступили более 10 000 стеклянных диапозитивов, сделанных путешественником в период с 1920 по 1941 годы. Сам же Бренсон ДеКу (1892—1941), несомненно, был уникальным человеком своего времени. Этот неутомимый энтузиаст не только объездил с фотоаппаратом чуть ли не весь мир, но и сумел извлечь из этого приятного занятия коммерческую выгоду. Его цикл лекций с достойным кинокомпании названием «Dream Pictures» (примерный перевод: «Сказочные виды») стал широко известен как в Америке, так и в Европе. Успех объяснялся просто: путешественник эффектно иллюстрировал свои рассказы с помощью многочисленных слайдов, которые он показывал посредством простого «волшебного фонаря». В угоду большей зрелищности он даже решил раскрасить стеклянные диапозитивы яркими анилиновыми красками, а их демонстрацию сопроводить классической музыкой Й. Гайдна и С. Рахманинова, которая исполнялась на громоздкой виктроле. Сегодня, когда мало кто представляет себе «волшебный фонарь» и виктролу, хрупкие диапозитивы Бренсона ДеКу предстают перед зрителями на экранах мониторов.

Фотографии, посвящённые Санкт-Петербургу (в своих подписях американец именно так, по-старому, именует бывшую столицу Российской империи) легко делятся на две части: собственно городские виды и пейзажи пригородов и дальних окраин. Первая группа снимков и оказалась сегодня в центре нашего внимания.

Санк-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства

Находясь в Ленинграде, Бренсон ДеКу как опытный турист запечатлел практически все знаменитые достопримечательности: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Медный Всадник… Но нельзя не заметить, что американского наблюдателя гораздо больше интересует бурная и своеобразная городская жизнь. Яркие уличные сценки, необычные типажи, встреченные фотографом на улицах Ленинграда и характерные приметы времени, заявленные в многочисленных агитплакатах и вывесках – вот что делает эти снимки неповторимыми. Надо отметить, что новоиспечённые ленинградцы (а город сменил название всего 8 лет назад) были преисполнены ответного любопытства и сами активно позировали перед объективом Бренсона ДеКу.

P.S. Все фотографии были тщательно подписаны и озаглавлены самим Бренсоном ДеКу. Именно его оригинальные подписи и были переведены и использованы в этой статье.

А также смотрите фотоподборку:
Редчайшие снимки Москвы 1931 года в цвете


3. Санк-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы с башней Городской Думы справа


4. Санк-Петербург. Перекрёсток Невского проспекта и Садовой улицы


5. Санк-Петербург. Собор Воскресения Христова (храм Спаса на Крови): вид с набережной канала Грибоедова. Церковь была построена в 1883—1907 архитектором Альфредом Парландом.


6. Санк-Петербург. Кооперативные магазины на Невском проспекте


7. Санк-Петербург. Очередь в булочную на Невском проспекте


8. Санк-Петербург. Мужчины, распивающие напитки у входа в магазин на Невском проспекте


9. Санк-Петербург. Панорамный вид на Петропавловскую крепость на Неве


10. Санк-Петербург. Набережная Невы у Адмиралтейства


11. Санк-Петербург. Адмиралтейская набережная


12. Санк-Петербург. Ростральная колонна на Васильевском острове (две Ростральные колонны были возведены архитектором Тома де Томоном около 1811 года)


13. Санк-Петербург. Панорамный вид с купола Исаакиевского собора


14. Санк-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади (здание Зимнего дворца было построено в 1754—1762 годах архитектором Растрелли и впоследствии претерпело множество изменений)


15. Санк-Петербург. Здание Главного штаба: вид со стороны Дворцовой площади (здание было построено архитектором Карло Росси в 1819—1829 годах)


16. Санк-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади


17. Санк-Петербург. Александровская колонна на Дворцовой площади: деталь основания с аллегорическим барельефом (монумент воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном в 1830—1834 года)


18. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами (музей построен по проекту архитектора Лео фон Кленце в 1842—1851 годах)


19. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами


20. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами


21. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами


22. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители у входа в музей