Военное дело Наука и техника Фоторепортаж

Фотоистория: как и где строится весь военный флот России

2 5061

В корпорацию входит 40 судостроительных, судоремонтных заводов и конструкторских бюро.

На предприятиях ОСК трудится 80 тысяч человек. Практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России (95%), производятся и ремонтируются предприятиями корпорации. 100 процентов акций ОСК принадлежит государству.

«Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие северной столицы. Базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России.

© Илья Степанов

За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русскиепароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналоговв мировом судостроении.

© Илья Степанов

Предприятие реализует ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков.

© Илья Степанов

«Арктек Хельсинки Шипъярд» / Arctech Helsinki Shipyard

Судоверфь, расположенная в Финляндии, была образована в 1865 году. Предприятие занимается строительством ледоколов и специальных судов для освоения арктического шельфа, а также судов обеспечения платформ.

© Илья Степанов

Сейчас на верфи строятся четыре самых современных в своём классе судна и танкер-кондесатовоз.

© Илья Степанов

Строящееся ледокольное судно снабжения проекта Р-71014 получило название «Геннадий Невельской». Ещё три судна получат названия: «Степан Макаров», «Фёдор Ушаков» и «Михаил Лазарев».

© Илья Степанов

Основные функции судов — снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа.

© Илья Степанов © Илья Степанов

В декабре 2010 года Arctech Helsinki Shipyard вошла в состав «Объединённой судостроительной корпорации».

© Илья Степанов

Балтийский завод 

Предприятие производит корабли и суда, атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности, изделия машиностроения. 

Основанный 26 мая 1856 года Балтийский завод создал более 550 кораблей и судов.

© Илья Степанов

Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Атомный ледокол «Арктика» — головной корабль проекта 22220. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Это самый большой и самый мощный ледокол в мире. Предельная толщина преодолеваемого льда — 2,8 метра.

© Илья Степанов

Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни диаметром до 8 метров.

© Илья Степанов

Крупногабаритное оборудование транспортируют при помощи самоходных платформ грузоподъёмностью 150 и 200 тонн.

© Илья Степанов © Илья Степанов

Вес одной секции, собранной на Балтийском заводе, достигает 140 тонн.

© Илья Степанов

Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока с двумя реакторными установками «Академик Ломоносов». Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» будет установлен в городе Певек Чукотского автономного округа.

© Илья Степанов

Судостроительный завод «Северная верфь» 

Крупнейший в России судостроительный завод, осуществляющий строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец и кораблей специального назначения для ВМФ России.

© Илья Степанов

«Северная верфь» (ранее Путиловская) основана в 1912 году и является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России.

© Илья Степанов

За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.

© Илья Степанов

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Предназначено для транспортировки сухих грузов, буксирного обеспечения и оказания помощи.

© Илья Степанов

Средне-Невский судостроительный завод 

Лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов: судостроительная и маломагнитная стали, композитные материалы и алюминиево-магниевые сплавы.

© Илья Степанов

На предприятии освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.

© Илья Степанов

Суть метода в создании разряжения внутри корпуса, благодаря которому происходит пропитка армирующего материала и втягивание смол.

© Илья Степанов

Инфузия сокращает пустоты в структуре материала, повышает экологичность производства и снижает финансовые затраты.

© Илья Степанов © Илья Степанов

Средне-Невский завод принимает участие в международном проекте ИТЭР по созданию первого в мире экспериментального термоядерного реактора. 

Проект призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора. Сооружения ИТЭР расположены на площади 180 га во Франции.

На предприятии в Санкт-Петербурге производят одну из шести катушек магнитной системы термоядерного реактора. Эти катушки необходимы для образования и удержания плазмы в реакторе. Плановые сроки завершения работ по проекту ИТЭР — 2021 год.

© Илья Степанов

Выборгский судостроительный завод 

Одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, специализирующееся на производстве глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения шельфовых месторождений.

Также Выборгский судостроительный завод производит стационарные добывающие платформы, ледоколы, рыболовные траулеры, суда ледового класса и суда снабжения.

© Илья Степанов

За 68 лет верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей для разработки нефтегазовыхместорождений.

© Илья Степанов

Верфь обладает необходимым оборудованием и персоналом для проведения комплекса работ по ремонту и переоборудованию судов.

© Илья Степанов

Предприятие производит работы по размерной модернизации судов и переоборудованию судов класса речного регистра в суда «река-море».

© Илья Степанов

«Новороссийск» — третий ледокол в серии проекта 21900 М. Суда данного проекта способны преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Это самые мощные дизель-электрические ледоколы среди всех работающих ледоколов в России.

© Илья Степанов

Кронштадтский морской завод 

Завод уже полтора века является одним из ведущих судоремонтных предприятий России, самым крупным в Северо-Западном регионе.

Среди отремонтированных Морским заводом кораблей и судов — первые отечественные броненосцы, первый мореходный миноносец «Взрыв», крейсеры «Аврора», «Варяг», линкоры «Севастополь», «Октябрьская революция», эсминцы типа «Новик», подводные лодки, ледоколы «Ермак» и «Красин» и многие другие.

© Илья Степанов

Торжественное открытие Морского завода состоялось 3 (15) марта 1858 года в присутствии императора Александра II.

© Илья Степанов

Предприятие располагает четырьмя сухими доками. Они позволяют проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тысяч тонн.

© Илья Степанов

Общая протяжённость причального фронта ремонтных набережных составляет 500 метров.

© Илья Степанов

Газотурбинное производство на Морском заводе существует с 1967 года. 

За годы работы отремонтировано более 360 единиц корабельных двигателей и установок. Созданный на предприятии стендовый комплекс позволяет проводить полный цикл испытаний двигателя.

© Илья Степанов

Производственное объединение «Севмаш»

«Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь страны, строящая атомные подводные лодки для ВМФ. 

Помимо военного кораблестроения, «Севмаш» выполняет заказы на постройку гражданских судов, морской техники для добычи нефти и газа, изготавливает продукцию технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности

© Илья Степанов

Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн.

© Илья Степанов

«Севмаш» проектирует суда, морские сооружения, судовое оборудование и технику для добычи нефти и газа, предоставляет услуги гарантийного ремонта, модернизации атомных подводных лодок и надводных кораблей, занимается утилизацией.

© Илья Степанов

Предприятие расположено на территории более 300 гектаров и объединяет в своей структуре более 100 подразделений.

© Илья Степанов

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»

Единственное российское судостроительное предприятие, расположенное в юго-восточной незамерзающей части Балтики. Прибалтийский судостроительный завод специализируется на военном и гражданском судостроении, а также судоремонте, машиностроении и металлообработке. 

Основная специфика ПСЗ «Янтарь» — корабли и суда с высокой степенью технического насыщения.

© Илья Степанов

Площадь крытых корпусов и эллингов предприятия — более 600 000 кв. м. Возможности по сборке секций и металлоконструкций— до 15 000 тонн в год.

© Илья Степанов

Достроечные ресурсы предприятия представляют собой два стапельных комплекса — «Янтарь» и «Буревестник». 

Габариты стапеля «Янтарь» позволяют строить корабли и суда спусковым весом до 10 000 тонн, водоизмещением до 12 000 тонн, с максимальной длиной 145 метров, шириной 26 метров. Малый стапель «Буревестник» обеспечивает строительство судов спусковым весом до 2200 тонн, шириной до 15 метров.

© Илья Степанов

Уникальные климатические условия незамерзающей Балтики позволяют осуществлять круглогодичный перегон судов заказчикам.

© Илья Степанов

33 судоремонтный завод расположен в самом западном городе России — Балтийске Калининградской области.

Является стратегическим предприятием оборонно-промышленного комплекса и специализируется на ремонте боевых кораблей, катеров, кораблей специального назначения и судов вспомогательного флота. С начала 1990-х годов завод освоил и накопил уникальный опыт ремонта гражданских судов: рыбопромыслового флота, транспортных типа «река-море», нефтеналивных, сухогрузных и научно-исследовательских судов, включая суда на воздушной подушке.

© Илья Степанов

Для внедокового ремонта завод имеет два плавучих композитных дока проекта 10090 грузоподъёмностью по 4500 тонн каждый.

Доки освидетельствованы инспекцией безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ, а также инспекцией гостехнадзора.

© Илья Степанов

Предприятие производит ремонт и балансировку гребных винтов из углеродистой и нержавеющей стали, бронзы и латуни.

© Илья Степанов

Для внедокового ремонта 33 завод имеет оборудованные причалы, в том числе причал 46 с портовым краном грузоподъёмностью 16 тонн и ремонтный пирс, оборудованный портальным краном грузоподъёмностью 32 тонн.

© Илья Степанов

Амурский судостроительный завод — крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, располагается в Комсомольске-на-Амуре.

© Илья Степанов

Завод строит подводные лодки и боевые надводные корабли для ВМФ, а также суда различного класса и назначения. Это единственноепредприятие на Дальнем Востоке, имеющее базу для строительства кораблей с ядерной энергетической установкой.

© Илья Степанов

Амурский судостроительный завод обладает необходимыми производственными мощностями и технологиями для строительства кораблей и судов военного и гражданского назначения водоизмещением до 25 000 тонн. 

Стапельный комплекс состоит из закрытых отапливаемых эллингов, включающих 9 доков, наливной бассейн и акваторию За всю историю Амурский судостроительный завод построил более 300 кораблей и судов различного назначения.

© Илья Степанов

Хабаровский судостроительный завод

Одно из крупнейших судостроительных предприятий на Дальнем Востоке. Хабаровский судостроительный завод строит как военные корабли для ВМФ России и зарубежных заказчиков, так и гражданские суда (в том числе суда на воздушной подушке). Занимается изготовлением продукции технического назначения для всех отраслей промышленности и судовым ремонтом.

© Илья Степанов

Технические возможности завода позволяют строить суда водоизмещением до 1500 тонн, а после завершения модернизации — до 2500.

© Илья Степанов

Строящийся десантный катер «Мурена-Э» проекта 12061 Э. Предназначен для приёма и перевозки отрядов морского десанта.

© Илья Степанов

Завод «Красное Сормово»

Один из старейших российских судостроительных заводов, основанный в 1849 году. За 75 лет построено и модернизировано более 300 подводных лодок и спасательных аппаратов, включая 25 атомных. А за всю свою историю Сормовская верфь построила около 2000 судов гражданского флота.

© Илья Степанов

Сегодня «Красное Сормово» строит суда коммерческого флота. Заводом освоено строительство крупнейших нефтеналивных танкеров дедвейтом более 13 000 тонн, танкеров-химовозов и метаноловозов.

© Илья Степанов

Филиал «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звёздочка» Одно из крупнейших предприятий не только судоремонта, но и судостроения, расположенное на юго-западном побережье Крыма. 

Основанный в 1783 году как Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе, является одним из градообразующих предприятий города. Предприятие может строить суда длиной до 100 метров, шириной до 27 метров, водоизмещением до 6000 тонн и спусковым весом до 3000 тонн

© Илья Степанов

За свою историю Севастопольский морской завод построил свыше 500 кораблей и судов и более 70 плавкранов грузоподъёмностью от 50 до 1600 тонн. Отремонтировал более 5000 кораблей и судов.

© Илья Степанов

Достроечные набережные позволяют ошвартовывать корабли и суда длиной до 300 метров и водоизмещением до 150 тысяч тонн. Особенности расположения и производственные мощности позволяют выполнять круглогодичный ремонт, докование, переоборудование и модернизацию кораблей и судов различного класса и назначения.

© Илья Степанов

Судостроительный завод «Лотос»

Является одним из крупнейших предприятий Астраханской области и Южного федерального округа. «Лотос» строит суда класса река-море.Корабелы реализуют проекты сухогрузов, химовозов, нефтеналивных танкеров и барж-площадок под ключ.

© Илья Степанов

Мощности завода позволяют производить слипование и все виды ремонтных работ различных судов до 6000 тонн и длиной до 140 метров Судостроительный завод «Лотос» — первый резидент особой экономической зоны.

© Илья Степанов

Астраханское Судостроительное Производственное Объединение (АСПО) АСПО является производственным дивизионом группы компаний «Каспийская Энергия». 

В состав АСПО вошли крупнейшие астраханские судостроительные верфи: АСПО Головная верфь, АСПО Площадка № 3 и судостроительный завод «Лотос». Выгодное географическое положение производственных площадок, близость к Каспийскому морю, а также уникальный опыт строительства и модернизации буровых платформ делает производственный комплекс АСПО оптимальным для строительства технических средств для разведки и добычи углеводородов на шельфе.

На фото: Работы по строительству блоков опорного основания блок-кондуктора (морской ледостойкой стационарной платформы) проекта 4740.

© Илья Степанов

Мощности сборочно-сварочного производства позволяют собирать и вывозить модули весом до 1000 тонн на открытую площадку.

© Илья Степанов

Производственная мощность по изготовлению металлоконструкций в цехах корпусообрабатывающего производства — 12 000 тонн в год.

© Илья Степанов © Илья Степанов

Плавучий кран «Волгарь» — однокорпусный, несамоходный кран длиной 86 метров Перегрузочный причал для плавкрана «Волгарь» находится на южном стапеле головной верфи АСПО. Плавкран состоит из одной неповоротной стрелы с размещёнными на ней подъёмами. Грузоподъёмность 1550 тонн, экипаж 23 человека.

© Илья Степанов © Илья Степанов