Путешествия Технологии

Фотоистория о покорении дальнего зарубежья советскими троллейбусами ЗиУ-9

0 10028

Легендарный троллейбус ЗиУ-9 поставлялся не только в подавляющее большинство городов внутри СССР, но и во многие страны за рубеж. Из самых известных — Польша, Венгрия, Греция, Югославия (Сербия), Болгария, Монголия, Аргентина, Колумбия.

Самая крупная партия зиушек за пределами СССР была в своё время поставлена в Афины. Точнее, даже это было несколько партий с 1977 по 1991 годы. В греческую столицу было поставлено 360 советских троллейбусов, среди которых была в том числе одна «гармошка» (сохранилась до сих пор!).

Можно видеть, что местные машины принципиально отличались от тех, что были на внутреннем рынке. Главное отличие — расположение оконных рам: из-за жаркого климата тут требовались такие окна, которые было бы удобно открывать.

Салон тоже выглядел по-другому: большая часть сидений шла вдоль бортов, да и сиденья были жёсткими.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

На некоторых машинах даже надписи на традиционных заводских табличках были на греческом!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

ЗиУ успешно возили афинцев до 2004 года, когда в преддверии Олимпиады все старые троллейбусы были убраны с городских улиц. Часть ветеранов отправилась в Тбилиси, а часть — в Белград.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Две машины остались в местном музее. К сожалению, когда я был в Афинах, не смог их найти (их как раз перед этим перевезли в новое только что построенное депо). Сохранилась одна короткая машина и единственная «гармошка».

Автор фото: Юрий Маллер

Коротыш — ходовой. Выходит изредка на музейный маршрут, можно даже на нём прокатиться, если знать заранее дату.

Автор фото: George Dogor © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Грузии, правда, троллейбусы проходили совсем недолго…

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В 2006 году Саакашвили решил зачем-то уничтожить все трамваи и троллейбусы в столице. Часть машин была порезана, а другая часть отправлена в другие города, где ещё движение сохранялось, — Рустави, Гори, Кутаиси, Чиатуру, Зугдиди.

Вместе с афинскими ЗиУ передавались и тбилисские «шкоды», но многие в новых для себя городах даже не вышли на линию. Через несколько лет движение было закрыто и там, во всех этих городах.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Последний действующий «афинец» в городе Гори. 2010 год.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

А вот в Белграде «афинцы» проходили довольно долго. Именно там я их и застал в своё время, в 2010 году.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Причём встречались они в двух окрасах — в классическом афинском жёлто-бело-фиолетовом и в оранжевом.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В большинстве из них сохранились как советские, так и греческие таблички.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Надписи сразу на трёх языках!

Была в Белграде партия и «своих» ЗиУ. Уже с обычными форточками.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Сиденья внутри тоже были жёсткими. Явно это классические диваны так «модернизировали».

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ну и ещё из интересных ЗиУ-городов — это Будапешт. Вообще, надо сказать, как-то так выходило, что энгельсовская техника почти не поставлялась в города со старинной европейской архитектурой. И Будапешт был единственным исключением.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Успел там прокатиться в начале 2011 года. В сочетании с «ежами» вообще было очень душевно.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Помимо Будапешта, энгельсовцы трудились и в других венгерских городах — Сегеде, Дебрецене.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Болгария. Которая не заграница. Посмотрите на фото и скажите: догадались ли бы вы, что перед вами не бывший СССР?

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Болгарии была куча городов с троллейбусами, и ЗиУ были во многих из них — Враце, Хаскове, Габрове, Добриче, Пернике и других. Во многих из них мне удалось их застать.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Город Враца, 2019 год. Зиушки тут дохаживают последние месяцы. Интересно, что на тот момент в городе практически не было никакого другого подвижного состава! Классический такой постсоветский городок без вариантов.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Город Перник, пригород Софии.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Мрачный и депрессивный. Через несколько лет система была закрыта. Сейчас в Пернике нет троллейбуса.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Столица юмора Габрово и городок Хасково. Здесь энгельсовцы трудились до середины нулевых годов. В Габрове троллейбус сейчас закрыт, а в Хаскове обновлён.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ещё одна «незаграница» — Монголия.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В столице, в городе Улан-Баторе, тоже довольно долго ходили исключительно «девятки».

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Сейчас большую их часть заменили корейцами и местными поделками, но некоторое количество модернизированных на МТРЗ машин работают до сих пор.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Перелетаем на другой край света. Первой страной, в которой ходили троллейбусы с берегов Волги, была Колумбия. И это были не «девятки», а ещё ЗиУ-5!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

С 1967 года было поставлено 100 машин.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Потом стали приходить и «девятки». Их уже было 150 штук. В 1991 году движение было полностью закрыто, несмотря на то, что сеть была довольно обширна и кроме 250 советских троллейбусов в Боготе ходили ещё и разные другие.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Аргентину ЗиУ-682 поставлялись в 1984 и 1989 годах. Было поставлено несколько десятков машин.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Троллейбусы пошли в двух городах — Кордове и Мендосе.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Причём если в Мендосу шли обычные машины, то в Кордову отправилась редкая двухдверная модификация. Больше двухдверок не было нигде!

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Через некоторое время мендосцы отдали свои ЗиУ Кордове, и так там тоже появились трёхдверки.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

В Мендосе взяли бэушные машины из Ванкувера. Несколько лет назад там вообще закрыли движение.

Автор фото: SanSanich/Transphoto.org © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com © Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Ну а в Кордове троллейбусы ЗиУ ходят до сих пор. Причём большую их часть так и не откапиталили и выглядят они примерно так же, как и 33 года назад.

А вот чего вы, наверное, не знали, так это того, что совсем недолгое время они были в Финляндии! В начале 70-х несколько машин туда поставили, но долго они не проходили.

Был даже вот такой.

Ещё из интересных поставок, которые, правда, ничем не закончились, — Эфиопия, уже наши дни. Два троллейбуса модели Trolza-682Г-016-02 были поставлены в Аддис-Абебу, где планировалось открыть троллейбусное движение.

Машины действительно там оказались, но потом что-то пошло не так — сеть строить никто не начал, равно как и продолжать поставки. Вернуть машины тоже не вышло, так они до сих пор и стоят где-то гниют в эфиопских джунглях. А жалко, было бы здорово там прокатиться.

Автор фото: Егор Андреев.

Ну и самый, казалось бы, необычный проект — это левосторонний ЗиУ-9 для Индии. Да, был и такой проект в середине 80-х. В те годы в Дели планировали восстановить троллейбусное движение, а страна дружила с СССР. Заводу поступил заказ, и он даже успел изготовить один праворульный экземпляр, практически полностью зеркальный существующим машинам.

К сожалению, проект по неизвестным причинам прикрыли, строить троллейбус в Дели не стали, а праворульная «девятка» стала использоваться для хозяйственных нужд одного из цирков. А жаль, здорово бы было на таком по индийской столице прокатиться.

Так что, как видим, история самой массовой в мире модели троллейбуса была очень богатая. Ну, она и не закончилась.

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com