Рэп-мюзикл «Копы в огне» в 2009-м, в год своей премьеры, стал настолько прорывным в отечественной культуре, что даже спустя 11 лет на «перезагрузку» шоу в 2020 году не только валом валил зритель (что можно списать на «культурный голод» в период пандемии), но и журналисты с блогерами снова наперегонки публиковали рецензии, репортажи и интервью на тему.
Как оказалось, для некоторых музыкальных критиков остро встал вопрос: «Зачем?»
Мол, зачем, вообще было перезапускать успешное для той эпохи шоу, которое в нынешнее время воспринимается совсем не так, как тогда. Мол, с тех пор отношение в обществе к ментам ухудшилось, а к рэпу — напротив, улучшилось. То есть спрос теперь строже, чем тогда.
Мы тоже решили найти для себя ответы на эти вопросы. В то далекое уже время, когда состоялась премьера «Копов», ни «Ридуса», ни уж тем более его коллег и партнеров из экспертно-музыкального издания «По фактам» не существовало в природе. Более того, как оказалось, никто из наших авторов не видел постановки, потому было принято решение устроить совместный поход. Ниже — рецензии от авторов pofaktam.ru и фоторепортаж «Ридуса».
Андрей Гулютин
Могу сразу с уверенностью сказать, что актуальности постановка в 2020 году никак не потеряла. Тот, кто думает, что наше общество как-то изменило свое отношение к сотрудникам внутренних органов, просто прожил очень мало лет и до какого-то момента с ними попросту не сталкивался. Я же, как человек, за свою жизнь посмотревший на полицейских с самых разных ракурсов — и из-за решетки, когда в юности меня задерживали, в том числе совершенно ни за что, и из-за стола кабинета, когда работал в МВД, — со всей ответственностью заявляю: в России силовиков не любили никогда. «Против серой униформы годен только автомат», — пел Егор Летов еще в 1988 году.
Собственно, с первых же сцен «Копов» становится ясно, что с нашими реалиями сюжет мюзикла никак не совмещается: это история про обобщенный Запад с его традициями, принципами и укладами. Причем такой Запад, каким его подавали в советских книгах и фильмах — гротескный и нелепый. В этом вся сила и соль постановки.
Привлекло внимание множество «пасхалок» в сценарии, которые можно отыскивать при каждом новом просмотре постановки. Но диалоги, правда, не выдерживают никакой критики: они мне показались несмешной пародией на переводы фильмов 90-х в исполнении Володарского или Гаврилова.
Зато всё остальное, включая сюжет, держащий зрителя в напряжении до самого конца, исполнено на невероятно высоком уровне. Читка, тексты, «живые» минусовки, декорации — всё на десять баллов.
Павел Прокофьев
Моя история взаимоотношений с «Копами» началась ещё в эру первого появления хип-хоп-мюзикла, когда треки можно было разве что послушать во «ВКонтакте», потому что приехать из своего провинциального города на показ у меня тогда так и не получилось. Казалось, что это бесконечно круто: тут и «Sabotage» Beastie Boys, и пародии на полицейских в Top Gear, и ироничное обсмеивание клише из американских фильмов. Тогда же мне открылись и другие проекты СуперСани, Арчанги и Котзиллы, которые нравились не меньше: «Традиция», Canicool (ничем не хуже «Копов»).
В общем, вся эта история годами мелькала в моей памяти одной из главных незакрытых ачивок (я даже на The Cure раньше попал), идеализированной до критической точки и близкой до причинения психологической травмы при внезапном разочаровании. И оно почти случилось — год назад «Копы» уже выходили на сцену парка на ВДНХ. Точнее, как. Там выступали «Всигме», и часть «копского» репертуара была анонсирована бонусом к какому-то городскому мероприятию. Биты от Арчанги (кажется) были неоригинальными, а сами «сигмачи» выступали в спортивках. Я решил забыть об этом странном событии.
Спустя год «Копы» возвращаются по-настоящему: в Instagram Александра Легчакова (Козульски) появляются видео с репетиций с каноничными битами от DZA, и тут же само собой принимается решение — надо идти.
А теперь к впечатлениям. Вкратце: это совсем не разочарование. При желании можно докапываться до оговорок актёров-рэперов или не суперскладного сценария, некоторые твисты которого уж очень натянуты на глобус, но делать этого совершенно не хочется.
Единственное, что немного подпортило эффект восприятия — это цензурированность уже знакомых треков, где не звучит ни слова «жопа», ни убийственного рефрена «замри, заткнись, мать твою!».
«Копы» ожидаемо оказались очень изобретательной постановкой с живой музыкой, наверняка — с какими-то новыми фишками, которых не было десять лет назад.
Впрочем, есть и другие поводы думать, что спектакль сильно прокачался (например, что Легчаков долгое время занимался театром, хоть и иммерсивным).
Сценарных спойлеров я умудрился не словить, что оправдывает политику «Копов» относительно записей мюзикла. Но смотреть постановку можно, даже и зная все плот-твисты, что подсказывают восторги знакомых, сходивших на постановку два-три раза.
«Копы в огне» представляют качественно новый способ слушать музыку вживую, который стоит попробовать всем, кто считает, что вырос из концертов. При этом повествование обращается как к детям внутри взрослых, так и просто к детям — кажется, что ребёнком можно уйти с «Копов» с впечатлением на всю жизнь.
В общем, спасибо единственным нормальным копам за закрытие одной из самых долгих концертных ачивок без разочарований.
А клубу Main Stage огромный респект за всё остальное — ковидная рассадка, градусники и санитайзеры на входе, корректный контроль за ношением масок и возможность посетить концерт без единого близкого контакта — такое относительное спокойствие нужно сейчас нам всем.
Александр Мучаев
Я не застал «Копов» в их прошлое пришествие — много слышал, но так и не добрался. А сейчас посмотрел и понял, что в прошлый заход они опередили время: десять лет назад, когда на хип-хоперу ходили юноши в толстой оправе, в узких чиносах и с «молескином» под мышкой, о популярности такого жанра, как рэп, вряд ли кто-то мог подумать.
Сейчас же, когда рэперский бум постепенно отходит на второй план, можно точно сказать: «Копы» предвосхитили рэперский бум и при этом сумели заинтересовать слушателя, который тогда ходил на что-то невнятное вроде «Тесла боя» или «Моторамы».
Сама постановка получилась динамичной, авторы от души высмеяли все клише криминальных фильмов, а четверка главных героев (сплошь уважаемые в индустрии люди) отлично раскачала зал. Также отмечу живой аккомпанемент и полностью живое исполнение — во времена, когда стыдные вопли фрешменов под плюсовую фанеру называют живым сетом, это особенно приятно.
Кирилл Конторщиков
Спустя почти десять лет после перерыва «Копы в огне» совсем не потеряли актуальности и прыти. Главные герои все так же отлично флексят, живые музыканты задают отличный грув. Но особое внимание я хотел бы уделить декорациям.
Сделанные буквально из подручных материалов реквизиты (картонные пистолеты, машины, стилизованные под комиксы надписи) только дополняют атмосферу андеграунда. Все эти ленты, похожие на лучи лазера в темноте, да и просто великолепная работа со светом, видеорядом заслуживают особой похвалы.
Колоритные копы, чьи образы нашпигованы характерами героев фильмов Гая Ричи, а также антигерои в стиле Доктора Зло являются ещё одной изюминкой, которую ты подсознательно любишь всегда. Это вечные темы. Впрочем, «Копы» не обошли стороной и самые актуальные темы: речь, в частности, о шутках про Собянина и самоизоляцию. Но если честно, все это выглядело скорее нелепо, чем смешно.
Но минусы на фоне всех плюсов просто не замечаются: постановка на твёрдую десяточку. Может быть, с небольшим минусом. Действительно негативное впечатление оставила вялая композиция Noize MC «Smoke on tha water», которую очень коряво интегрировали вместо великолепной песни Муджуса «Пожарники».