Их выпечка лежит объемна и прочна. Охотится ладонь за синим и за алым,
И в желтом вязнет взор, как алчная пчела.
Пруд-изумруд причтет к сокровищам шкатулка.
Сладчайшей из добыч пребудет вольный парк,
Где барышня веков читает том Катулла, как бабочка веков в мой хлороформ попав…». Белла Ахмадулина
Коробочки для федоскинской росписи, делают вовсе не из дерева, а из папье-маше. Но, несмотря на это, они прочнее деревянных. Картон послойно наматывают на основу и проклеивают, после этого изделие прессуют, сушат, вымачивают в льняном масле и ещё раз сушат.
А начиналось все, в конце XVIII века, когда купец Пётр Коробов открыл производство из папье-маше козырьков для военных, в подмосковном селе Федоскино. После посещения немецкой фабрики Штобвассера, Коробов решил, что пора бы начать изготавливать и другую продукцию. Он пригласил в Россию иноземных специалистов для обучения работавших на подмосковном производстве.
С 1814 года продукцию завода расписывают вручную. Настоящим произведением искусства она стала после того, как фабрика перешла к зятю Коробова, купцу Лукутину. Тот решил поднять качество росписи на самый высокий уровень, и совсем скоро федоскинская фабрика получила право ставить на свою продукцию герб Российской империи.
Для росписи федоскинские мастера используют масляные краски. Самая нижняя основа — это золотая или серебряная фольга, иногда — перламутр. На изготовление одной шкатулки уходит от 4 до 6 месяцев.
Сейчас производство совсем небольшое, всего несколько мастеров. Во время нашей экскурсии пришла старейший мастер фабрики Нонна Иосифовна Кузнецова, в следующем году ей исполняется 90 лет. Работы Мастера есть в местном музее, в Московском музее декоративного искусства, у частных коллекционеров.
После экскурсии проводят небольшой мастер класс. Рассказывать много не буду, лучше поехать и все посмотреть.