На всю полуторамиллиардную Индию только в одном городе сохранился до наших дней трамвай. Это прекрасная Калькутта — бывшая столица времен британского владычества. Трамвайчики тут ходят с колониальных времен, и с того времени система изрядно потрепалась. Но несмотря на то, что с ростом автомобилизации трамвай тут испытывает традиционные трудности, калькуттцы от любимого вида транспорта не спешат отказываться.
Скажем честно, состояние калькуттского трамвая катастрофическое.
Вагоны старые, убитые, медленно ездят по старым рельсам. В принципе, в Индии такое всё, конечно. Но система производит впечатление агонии.
Еще лет 15 назад сеть калькуттского трамвая была довольно обширна. Сейчас же от того великолепия осталось, по сути, 4 маршрута. Еще один (11-й) работает как подстраховочный.
Есть вагоны и посовременнее, но и они дышат на ладан.
Классическая постсоветская картина: стада маршруток, автобусов и между ними пытается неуклюже протиснуться трамвай. В индийском варианте еще к общей картине добавляются полчища тук-туков.
Всего на линию выходит не более двух десятков вагонов. Интервалы высокие, скорости низкие.
В выходные дни вообще выпуск минимальный.
Все вагоны — индийского производства. Внутри широкие вентиляторы и продольные сиденья.
Стоимость проезда очень низкая — 10 рупий (или рублей).
Вагоны староватые, вот этот — на год старше меня. По-хорошему, 36 лет — солидный возраст даже для трамвая.
С другой стороны — при должном обращении они и по 40—50 лет поездят. В СНГ полно вагонов — ровесников этим.
Большую часть дня вагоны ходят полупустые. И это при том, что Калькутта, как и любой индийский мегаполис, страшно перенаселена.
Автобусы ходят набитые, метро и электрички — также.
Возят трамваи в основном кондукторов.
Скорости позволяют им вот так приветствовать друг друга.
Но трамвай имеет классические эсэнгэшные проблемы: идет из ниоткуда в никуда, едет медленно, приходит редко, а еще может по дороге сломаться или встать в ДТП.
Новых линий в Калькутте не строится, текущие не реконструируются. Вся инфраструктура выглядит так же, как и 40—50 лет назад. Понятное дело, что реалии изменились и трамвай плохо в них вписывается.
За старыми тоже не очень следят — рельсы прямо вдоль кустов могут идти.
Несколько трамвайных депо разных размеров продолжают выпускать на линию вагоны.
Часть депо закрыта или переоборудована под автобусы. Как, например, вот это, в Белгачья. Только остатки рельсов и растяжек контактной сети напоминает о том, что тут были трамваи.
Хотя в глубине депо остались списанные вагоны, которые уже никогда не выйдут на маршруты.
Новые вагоны довольно интересной конструкции. Напоминают аквариумы.
Часть конечных тоже практически как полноценные депо. Они огорожены, тут может проводиться мелкий ремонт. Несколько вагонов могут тут оставаться на ночь.
Например, конечная 18-го маршрута «Бидан Нагар».
Или «Шиямбазар» — 5-й и 11-й маршруты.
Или «Гирьярат» на юге (конечная 25-го). Практически полноценное депо.
Кстати, про курсирующий обособленно от основной сети маршрут 24/29 я узнал уже постфактум, когда готовил этот пост. Увидел случайно на гугл-картах.
Сперва подумал, что, может, уже он и не ходит и там устаревшая информация (другие указанные там маршруты типа 36-го реально не в ходу, да и пути полуразобраны). Но, наведя справки у калькуттских друзей, выяснил, что таки этот маршрут действует. По крайней мере, до начала карантина.
Тем не менее в центре очень много свежеброшенных путей.
Тут еще несколько лет назад бегали трамвайчики.
Некоторые линии закрыты из-за строительства метро, некоторые — из-за нехватки вагонов.
Центральная конечная трамвая — «Эспланаде». Находится прямо в самом центре города в одноименном парке, и тут, как и положено СНГ-подобной трамвайной конечной, есть памятник Ленину! Раньше тут оборачивалось множество маршрутов, а еще немало проходило насквозь. Теперь осталось только два: 5-й и 25-й.
В целом, конечно, систему можно охарактеризовать как крайне депрессивную. Если бы такое было у нас, то можно считать, что трамвай в одном шаге от закрытия. Учитывая динамику числа маршрутов и вагонов, можно с грустью констатировать, что оно к тому и идет.
Но Индия — это совершенно параллельное измерение. Привычные законы бытия тут могут совершенно не работать. Да, трамвай сейчас — скорее аттракцион, чем реальный транспорт. Тем не менее это «фишка» города. Калькуттцы гордятся им — еще бы, нигде больше в Индии трамвая нет, а у них — есть.
Так что я хочу смотреть с оптимизмом на будущее этой колоритной системы. И буду надеяться, что руководству Калькутты хватит духу как-то ее модернизировать и не дать исчезнуть. Будет очень обидно, если трамваи в Индии исчезнут окончательно.