Является одним из крупнейших промышленных, культурных и научных центров России. Город мне понравился своей расслабленной атмосферой и исторической застройкой, хотя вцелом она сильно контрастирует по городу и определенная концепция не выделяется. Самара была основана в 1586 году. В 1935 году Самару переименовали в Куйбышев в честь государственного деятеля Валерьяна Владимировича Куйбышева. В годы Великой Отечественной войны Куйбышев стал второй столицей Советского Союза. Сюда в 1941 году были эвакуированы правительственные органы, часть военных управлений, а также большинство промышленных предприятий. Жители города работали на оборонное производство, чтобы обеспечить армию военной техникой. В 1991 году городу вернули его историческое название — Самара.
В этом обзоре мы прогуляемся по старинной пешеходной улице Самары — Ленинградской — Панской и другим историческим местам города, побываем на легендарном Жигулевском пивзаводе, прокатимся в Самарском метро, а в конце спустимся в старинный коллектор, построенный в 1909 году.
Знакомство с Самарой начнем с центральной пешеходной улицы Ленинградской-Панской. Это что — то вроде Московского Старого Арбата.Улица Ленинградская имеет много названий — Петроградская, Панская, Проломная, (в народе — Торговая, Большая, Белая, Широкая) и т. д. Панская — торговая улица, архитектурный ансамбль которой сложился на рубеже XIX—XX вв.
Здесь и доходные дома, и старейшая в самаре аптека (пересечение с ул. Фрунзе-Саратовской), и гостиница «Нацiональ», бывш. особняк и салон писчебумажных принадлежностей К. П. Головкина, и архитектура советского конструктивизма (Дом Специалистов) и неоклассицизма (ООО «Самараэнерго»), и одна из крупнейших в Европе Хоральная Синагога (на пересечении с ул. Садовой, 49), и многие другие.Каждое здание выстроено по проектам как местных архитекторов, так и приглашённых мастеров из Петебурга и Москвы. Сейчас это экскурсионно-туристический центр старого Города, одна из отправных точек т. н. «Гостевого туристического маршрута».
С 1990-х гг. участок улицы (от ул. Куйбышева-Дворянской до ул. Галактионовской-Троицкой) был освобождён от транспорта и закрылась на реконструкцию, благодаря этому улица преобразилась, отреставрированы фасады, установлены фонтаны, лавочки, посажены молодые каштаны, на отдельных участках можно встретить сады из камней и множество клумб. Стараниями местных архитекторов и художников, а также специалистов-реставраторов из Петербурга улице Ленинградской-Панской вернули прежний роскошный и богатый колорит.
Гуляя по центру Самары встречается множество стареньких зданий позапршлого века постройки.Каждый дом имеет неповторимый фасад.Старинный арочный свод.Дворец культуры.Евангелическо-лютеранская община Святого Георга. Архитектурный ансамбль, построен в 1865 году в стиле провинциальной неоготики, восходящий к немецкому средневековью.Как и в любом костеле, внутри красиво и величетсвенно.Строгие готические лавочки.Выходим к городской набережной. Стелла «Ладья», установленная в честь 400-летия образования Самары.
Городской пляж.Панорама. Полный размер.Супустимся в Самарское метро.Самарский метрополитен был открыт в 1987 году, став пятым по вводу в эксплуатацию в России и двенадцатым в СССР. На текущий момент метро состоит из одной линии, соединяющей промышленные окраины с центром города. На линии расположено 10 станций. В день пассажиропоток Самарского метро составляет около 53,5 тысяч человек — это около 9,4% общегородских пассажироперевозок.Ст. Безымянка.Откуда же пошло такое название? На каждой станции есть табличка с описанием станции.Трассировка метро, вопреки здравому смыслу проходит в стороне от центра города. В Советское время предполагалось, что основной пассажиропоток будет направлен в развивающуюся промзону, однако после распада СССР, этому так и не суждено было произойти — многие заводы закрылись или снизили объемы производства, и основной пассажиропоток устремился в центр города.Подвижной состав Самарского метро перекочевал из Питера. Интервал движения поездов варьируется от 7 минут в часы — пик, до 15 в раннее и позднее время суток.Самарское метро открывается в 6 ч. 00 мин, а закрывается на вход в полночь. Последний поезд прибывает на конечную в 0 ч. 30 мин. На фотографииях полдень 9 мая. Метро почти полностбю пустуюет.
Ст. Победа.Ст. Советская.Ст. Гагаринская.Ст. Московская. Открыта в 2002 году.Ст. Российская. Открыта в 2007 г.Из — за недостатка бюджета станция строилась 15 лет.Это единтсвенная станция Самарского метро с двухплатформенного типа.На момент моего путешествия (май 2014 года) ст. Российская была конечной. В декабре 2014 открылась еще одна станция — Алабинская, последняя в первой линии, хотя по проекту строительство метро должно было начаться именно с неё. Пассажироперевозки в Самарском метрополитене достигают едва ли 10% от общегородских. Основной городской транспорт — это автобусы и трамваи.Рядом со станцией Российская расположен музейно-выставочный центр «Самара Космическая».Фасад здания музея украшает подлинный «Союз» — это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде!
Высота ракеты вместе со зданием — 68 м, вес — 20 тонн.На последок еще одно популярное в Самаре место — родина известного, на всю Россию и за ее пределами, Жигулевского пива.Жигулёвский пивоваренный завод — один из старейших пивоваренных заводов России. Был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано.Помимо бутылизированного, на заводе производится очень вкусное пиво на разлив, правда хранится оно всего пару дней.Продается оно в баре «На дне» и при заводе. Разливается из шланга прямо из цистерн.
По поводу незаурядного названия. Существует оно с начала 90-х. По-крайней мере, официально. Но пиво на разлив здесь продают очень давно. Прямо с пивзавода, и принадлежала пивная заводу. Поэтому пиво свежее, качественное и дешёвое. Публика традиционно собирается в том числе и самая непритязательная, — в большом количестве. Поэтому, когда в эпоху кооперативов встал вопрос, как назвать бар, это в первую очередь учитывалось.
К тому же здесь горьковские места. Рядом парк им Горького (Струковский), причал, где Алексей Максимович частенько бывал, равно как и в пивной. Ну, а если вспомним его одноимённую пьесу, то и получим — «На дне».Рядом с заводом проходит старинный канализационный коллектор, построенный в начале 20ого века — в 1909 году известным Австрийским инженером Вильямом Хирлейн Линдлею.Вместо привычных скоб вниз ведет массиваня каменная лестница.Коллектор проходит по Волжскому склону от улицы Полевой до стрелки реки Самары, где через канализационную станцию на острове Коровьем стоки сбрасываются в Волгу.Красиво здесь, но очень уж запах отвратный :)На этом все. В следующем, заключительном обзоре, мы взглянем на город с высоты Самарских крыш и там же посмотрим салют в честь Дня Победы.