Технологии

Фотопутешествие на секретный правительственный узел связи в Подмосковье

0 4412

Мои друзья из «Центра изучения современной фортификации и подземных сооружений» продолжают не только теоретически изучать подземную тематику, но и реализовывают новые проекты. Одним из таких стал «Объект-305» — недавно рассекреченный бункер правительственной связи в Звенигороде. Если до этого вы могли посетить бомбоубежища для населения, то сейчас вы можете ознакомится именно с спецобъектом, где работали люди, обеспечивая связь в мирное и военное время.

Во время экскурсии вы осмотрите объект, его системы жизнеобеспечения и защиты, узнаете об организации систем связи и их работе в военное время, увидите экспозицию оборудования связи (с действующими экспонатами!). Кульминацией экскурсии будет запуск дизельного двигателя электростанции объекта.

Неприметная территория в Звенигороде. Именно под зданиями и под этой площадкой расположился спецобъект.

Объект 305 был построен в начале 60-х годов и до недавних пор являлся одним из крупных правительственных узлов связи как для мирного, так и для военного времени. Объект обеспечивал телефонной и телеграфной связью запасные пункты управления различных государственных ведомств, расположенных в Подмосковье и был защищён от всех видов оружия массового поражения.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Запасной выход из объекта сейчас стал основным, так как основные располагаются в зданиях и неудобны для посещения объекта.

В сооружении располагались телефонные и телеграфные станции, аппаратура уплотнения каналов, оборудование для контроля целостности кабелей, пункт управления, вспомогательные помещения, а также системы жизнеобеспечения: фильтро-вентиляционные установки, артезианские скважины, аккумуляторная, системы кондиционирования воздуха, запасы воды, насосные, санузлы и собственная дизельная электростанция.

Шлюз на входе в объект© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com © Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Экскурсия включает в себя осмотр всех основных помещений и систем объекта, а также экспозиции посвящённой оборудованию связи.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Внимание! Экскурсия проходит по объекту находящемуся в процессе реконструкции. Часть проходов и помещений не благоустроена. Требуется соблюдать внимательность и осторожность, неукоснительно следовать указаниям гида. Надевайте удобную обувь и повседневную одежду.

На экскурсии вы увидите:

  • защиту входов в объект;
  • систему вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • системы очистки воздуха, фильтры;
  • артезианскую скважину и бак запаса воды;
  • помещение аккумуляторной, дистилляторной;
  • помещения, в которых располагалось оборудование связи;
  • дизельную электростанцию (запустим дизельный двигатель!);
  • интерактивную экспозицию с оборудованием связи.
© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Сбор группы в самом большом зале — это автозал. Здесь располагалось оборудование автоматической телефонной станции.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Петр Михайлович показывает схему распределенных узлов связи и линий.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Линии в Москве — это тоннели метро. Кольцевая линия стала магистральным коллектором для трех узлов связи. А общий смысл системы прост — в случае выхода из строя какого-либо узла или линии, связь не прерывается.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Скелетная схема телеграфных связей объекта № 01, который был на станции метро «Белорусская» Замоскворецкой линии. Объект строили перед войной и вводили в эксплуатацию уже осенью 1941 года.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А вот схема объекта № 01, нарисованная акварелью из акта его приемки. Неизвестный художник даже фигурки людей изобразил.

По центру съема связи в пределах Кольцевой линии метро.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Шаговый искатель, который стоял на АТС. Модель не подскажу, конечно. Читатель пишет, что «скорее всего, ШИ-17»

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

После вводного инструктажа группа экскурсантов осматривает санпропускник на входе в объект. Он нужен для дегазации людей, которые спускаются вниз с зараженной поверхности.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А первое крупное помещение — это климатическая установка и вентиляционный узел объекта. На фото как раз промышленный кондиционер.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А климатическая установка на объекте № 305 интересна тем, что на ней стояла система очистки от пыли. Видите внизу сложился кусок тонкой металлической сетки? Он просто упал. На самом деле, сетка перекрывала всю площадь сечения канала и вращалась на роликах. Внизу находилась ванна с маслом. Сетка опускалась в ваннночку, пропитывалась маслом и поднималась наверх, улавливая пыль. Потом пыль оседала в низу ванны.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Устройство для удаления масла с пылью внизу ванны.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Еще немного и этот гермоклапан станет гермодверью. Гермоклапан № 1 на объекте.

«Тонкая граница между маленькой дверью и большим клапаном».

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Вентиляторы, которые обеспечивали циркуляцию воздуха на объекте. Оборудование связи грелось и требовало хорошей вентиляции и охлаждения.

На кожухе вентилятора я увидел шильдик «МОВЕН» — Московский вентиляторный завод. И тут в памяти всплыла феерическая реклама этого завода, которая появилась в 1991 году.

После минутки ностальгии идем дальше.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Фильтро-вентиляционная установка объекта. Сюда поступает воздух с поверхности через оголовок вентшахты. В режиме мирного времени он сразу проходит на объект. В режиме военного времени он проходит фильтрование и очищение.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

На объекте было две артезианские скважины. Одна забутована.

Идем дальше.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Объект интересен тем, что представляет собой два прямоугольных блока, соединенных этим коридором.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А это действующая артезианская скважина. Ну, она теоритически может работать. Сейчас вода поступает из городского водопровода.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Эта комната называлась странным именем — «перчаточная».

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

На фотографии похожая комната другого, действующего объекта.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А название «перчаточная» она получила из-за той вещи, что в руках держит Александр.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Кабели связи, которые сюда приходили, имели свинцовую оболочку. Под одной оболочной находилось обычно несколько кабелей. И для того, чтобы сделать выводы каждого кабеля использовалась такая вот герметичная «перчатка».

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Ввод кабелей на объект.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Разрез старого кабеля — алюминиевые жилы и бумажная изоляция. Чтобы такие кабели (кстати, обычно это было самым ценным в системе связи) не портились и не гнили, их помещали в свинцовые оболочки, куда нагнетали сухой воздух, который вытеснял влагу.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Каждый такой кабель подсоединялся к своей измерительной линии. По манометрам можно было судить о давлении воздуха в кабели, контролировать его утечку. В случае повреждения на место выезжала ремонтная бригада и/или группа очень недовольных людей с оружием.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Шкаф управления КСУ — Компрессорно-сигнальная установка, которая обеспечивает кабели избыточным давлением.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Один из коридоров второго блока.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

СКК — цех коммунистического труда. СКК — цех систем кабельной канализации участок, который кабельные линии обслуживал.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

В бывшем зале выпрямителей сделана интерактивная экспозиция. Когда-то в этом зале располагалось оборудование, которое обеспечивало объект и связь всем необходимым разнообразным напряжением ПОСТОЯННОГО тока.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Панграмма (с греч. — «все буквы»), или разнобуквица, — короткий текст, использующий все или почти все буквы алфавита, по возможности не повторяя их. Фраза «В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!» используется для проверки телеграфной связи, так как буквы «Ё» и «Ъ» в ней не используются. Только что узнал, что эта же фраза используется в какой-то среде GNOME — свободная среда рабочего стола для UNIX-подобных операционных систем.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Небольшая коллекция табличек.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Телеграфные аппараты, а некоторые восстановлены до рабочего состояния, вызывали неподдельное удивление у экскурсантов.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Вам телеграмма! На этот квиток наклеивали ленту, которую выдала аппарат. Квиток лежит редчайшем рулонном телеграфном аппарате РТА-6 «Риони»

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Различное оборудование связи. Слева стол с теми артефактами, которые были найдены на объекте.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Слева стойки от комплекта аппаратуры тонального телеграфирования ТТ-48. А справа аппаратура уплотнения П-301.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Можно рассмотреть поближе.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Демонстрация работы телеграфного аппарата. Обычно в музеях все это закрыто за стеклом.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Александр и какой-то прибор.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Произведение искусства. Телеграфный аппарат СТА-67. Главная «рабочая лошадка» телеграфной связи СССР. Были и другие аппараты, но этот прям классика, как жигули. Сделали его путем небольшой модернизации СТ-35, который был разработан в 1935 году путем копирования американского аппарата. И выпускался аппарат до 90-х годов (самая последняя версия называлась ЛТА-8).

Мне повезло побывать в музее центрального телеграфа в Москве. Посмотрите сами, какой уютный был музей.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Музей центрального телеграфа

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Russos5 октября 2019

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А сейчас телеграфный аппарат похож на рудименты исчезнувшей, но высокоразвитой цивилизации.

А самое главное, что все можно пощупать, попробовать и понажимать. Девушка сидит за телетайпом телетайп SIEMENS T 100

Такая лампочка была выкручена из патрона на объекте. Зачем ей приварили второй цоколь — загадка.

Дополнение от читателя:

На счёт лампочки с двумя спаянными цоколями. Обычно так делали «вечные» лампочки, впаивая выпрямительный диод между центральными контактами родного и дополнительного цоколей. Таким образом лампочка светила примерно в два раза слабее, имела мерцающий свет, но могла работать не перегорая очень продолжительное время. Как правило, такое решение применяли для освещения различных вспомогательных помещений (где не требуется постоянное нахождение людей) или как дежурное. Ну и когда просто лень менять лампочки каждый месяц.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Петр Михайлович объясняет работу аппаратуры уплотнения связи. Говоря грубо, в одну пару проводов можно было «запихнуть» несколько телефонных линий и еще больше телеграфных.

Объект регулярно проходил реконструкции и модернизации. Например систему вентиляции и дизели обновили в середине 90-х годов. Так же обновляли системы связи, линий и так далее. В какой-то момент завели и оптику. Но в одном помещении сохранились стойки уплотнения и другое оборудование, которое является родным.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

КРОСС. Читатель поправляет, что это ПСП — промежуточная стойка переключений.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Остатки стоек аппаратуры уплотнения К-60П и тонального телеграфирования ТТ-144. Слева что-то более современное, желтое свисающее справа — оптика.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Какая-то сигнализация.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Аккумуляторная. После прекращения подачи напряжения со стороны и до ввода дизельной она обеспечивала объект и линии связи необходимым ассортиментом напряжения. например на переднем плане стояла батарея на 60 Вольт.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Не резкий кадр, но решил показать из чего сделан объект. Это его наружная стена, сложенная из блоков. Палочки и желуди, прям. Но по факту он обеспечивал необходимую защиту и выполня все свои функции.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Отдельная вентиляционная установка для дизельной. Это грязная зона и воздух в помещение дизельной попадает с поверхности без очистки. Вход в военное время сюда возможен только в защитных средствах.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Дизель-генераторы. В основе дизель 1Д12В-300. Мощность дизеля 300 лошадиных сил, объём 39 литров. Мощность генератора 200 кВт. Т.е. общая мощность всей ДЭС — 400 кВт.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Пульт управления дизелем. Их запуск был полностью автоматизирован и происходил самостоятельно при прекращении подачи напряжения. Но, конечно, можно было запускать и из помещения ДЭС,

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

У дизелей водяное охлаждение. Первый контур, который проходит через двигатель, охлаждается водой из этого бака. После нагревания воды в баке, её постепенно заменяют на водопроводную или из артезианской скважины. Слева и сверху два небольших бака — масло и топливо. Маслобак включал весь объем масла — а эти дизели весьма прожорливы. А топливный бак выполнял роль расходного. Основное топливо хранилось в небольшом заглубленной ёмкости на поверхности.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Запуск дизеля.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Специальный ходок для замены дизелей. Проем в ДЭС, судя по всему, просто закладывался блоками, так как такая замена вещь очень и очень редкая. Насколько я понимаю в жизни объекта такое случилось ровно один раз — в середине 90-х годов. Когда дизели Д-6 заменили на те, которые представлены на фотографиях. Желтый бак — это аварийны бак для СЛИВА топлива из расходных баков в случае повреждения и утечки топлива.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

А вот и наружная емкость с дизельным топливом.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com © Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com © Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com © Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Для эстетов немного документации из ДЭС, Вдруг вам придется запускать такой дизель.

Объект № 305 находился на дежурстве и выполнял свои функции до 2019 года. После чего он был выведен из эксплуатации и рассекречен. Сейчас он находится на реконструкции. Вывели его из эксплуатации не потому, что все «про это самое», просто современным системам связи такой объект стал не нужен. А его эксплуатация, в общем-то, дорогое удовольствие.