Путешествия

Фотопутешествие по грузинскому метрополитену

0 14686

Тбилисская подземка очень мало изменилась за последние годы.

Вообще, метро тут очень удачно вписалось в городской ландшафт: вытянутый полуторамиллионный город с концентрированными потоками, две линии, одна из которых пронизывает город с запада на восток, а вторая отходит чуть в сторону.

В результате метрополитен практически весь день люто страдает от перегруженности. Конечно, это полная противоположность соседнему Еревану. Кстати, это 4-й метрополитен в СССР после московского, ленинградского и киевского. Открыт в 1966 году.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё 12 лет назад я обратил внимание на то, в каком ужасном состоянии находятся многие станции. Гурамишвили, Грмагеле были в каких-то чудовищных потёках, с обвалившейся штукатуркой и тусклым светом.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Выглядело это так, будто в какой-то мерзкий подвал зашёл, и никак не отвечало духу помпезности советского (ну пусть постсоветского) метрополитена. Остальные станции, даже и центральные, были тоже в потёках, хоть и в меньших.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Что изменилось, спустя годы? Нельзя сказать, что вообще ничего! Во-первых, ТМ прирос целой одной станцией: «Государственный университет».

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Она расположилось в конце второй линии за станцией Важа-Пшавела, и стала второй станцией метро, открытой в независимой Грузии

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Первой была сама Важа-Пшавела в 2000-м году.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Полностью обновили подвижной состав: теперь все поезда хоть и те же мытищинские, но уже модернизированные, покрашенные в цвета нац.флага. Раньше где-то половина составов были старыми и ностальгичными.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Какие-то станции были чуть-чуть подлатаны, но большинство — нет. Та же Гурамишвили продолжает выглядеть не очень, но срам просто затянули какой-то сеткой, а красивые люстры просто сняли.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

То же самое на конечной станции Варкетили — вместо полноценного освещения тут какие-то убогие лампы со строительного рынка и полумрак. В общем, выглядит всё не очень ухожено и неуютно.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Кстати, 12 лет назад она выглядела вполне неплохо! Но в 2018 году тут обвалился потолок, и были пострадавшие. С тех пор тянется долгий затяжной ремонт.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Вестибюль станции совмещён с торговым ларьком.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

В центре вестибюли станций постарались привести в приличный цивилизованный вид, и в целом тут хорошо их откапиталили. Марджанишвили, Руставели, Площадь Свободы…

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Правда эскалаторы старые с раритетными табличками,

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Сами станции — тоже старые и со слабым косметическим ремонтом.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

А вот на окраинных станциях — порой полный трэш и вавилон! Какие-то ларьки, рынки, толкотня и грязь.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Видимо, сюда в Самгори и Исани гости столицы не заглядывают, а значит чего тогда марафет то наводить? А для своих и так прокатит.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Тем более, что от недостатка пассажиров метро и так не страдает: я уже реально забыл каково ездить на одной ноге, даже Выхино уже не угонится за участком «Марджанишвили — Дидубе» в вечерний пик.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё позабавило, что тбилисские машинисты открывают двери состава ДО полной остановки поезда. Где-то за 1,5-2 секунды, но до. Видимо, чтобы время сэкономить, но это наверняка же нарушает многочисленные ТБ, инструкции и так далее. Но в Грузии можно всё.

На эскалаторах почему-то нет плафонов, но явно они и изначально отсутствовали и не были предусмотрены в проекте.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё потрясло обилие переименований и жонглирование с названиями. Например, вышеупомянутая Гурамишвили, раньше называлась — ТЭВЗ (Тбилисский электровозостроительный завод). А название «Гурамишвили» имела следующая за ней станция Сараджишвили. Вот как так можно вообще делать?

Или, например, станция Гоциридзе — наземная, раньше была полностью открытая, вообще без крыши. Я её запомнил как «Электродепо» — так она называлась до недавного времени. А название «Гоциридзе» имела станция Делиси, которая на линии 2 и вообще в другом месте.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Кстати, сейчас Гоциридзе/Электродепо» закрыта на реконструкцию — поезда проезжают её без остановки. Делают над путями навесь.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ну и многие другие станции были переименованы: какие-то ещё сразу после обретения независимости Грузией, какие-то — уже в наши новые дни. Например, станция «Технический университет» называлась «Политехникури (Политехническая)» до 2011 года.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Вот станция Церетели…

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Объявляют станции на грузинском и английском языках. Но несмотря на это, ощущаешь тут какой-то возврат в прошлое, в те метрополитены и станции, на которых ездил в детстве. Эти старые таблички, эскалаторы, двери и прочие мелкие объекты…

А вот что напрягло — так это то, что в тбилисском метро нельзя легально фотографировать. Конечно, это не соседний Азербайджан, где сразу могут утащить за фотосъёмку в отделение, но вынести мозг и сказать «нельзя», а то и заставить удалить, вполне могут. Удивительная дремучесть, конечно, очень странная для Грузии. В эпоху, когда даже Узбекистан (!) перестал запрещать снимать метро, тут всё ещё беспокоятся.

Фото 2010 года. © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Я уж молчу про то, что в России уже даже и в голову никакая мысль о крамоле не придёт, настолько нам уже въелось в голову, что фотографировать — это вполне нормально. А вот тут и в соседнем Ереване это вызывает сложности.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Выскажу «фи» странам, в которых запрещают что-то мирное и безобидное снимать, тем более — метро. Которым гордиться надо. Даёшь отмену всех запретов и свободное любительское фотографирование!