Общество Фоторепортаж

Фотопутешествие по павшему автогиганту ЗиЛ

10 3242



Перебравшись за периметр, мы сразу поднялись на недостроенный цех. Отсюда открылась панорама завода. Справа стоят заброшенные цеха. Слева, за окружной железной дорогой, ЗиЛ продолжается, и тянется ещё далеко-далеко.




Мой спутник, небезызвестный МШ, снимает видео для своего канала.




Зайдя через гостеприимно распахнутые ворота, мы оценили масштабы производства.




Раньше электрокары съезжались сюда со всего завода на плановый осмотр, починку и зарядку аккумуляторов.




А теперь времени было сказано «Стой!».


За дверью обнаруживаем шиномонтажную мастерскую. До сих пор повсюду разбросаны маленькие покрышки. Кстати, делали здесь же - позже мы нашли целые штабеля резиновых заготовок и боксы, забитые под завязку готовыми шинами.




На стене - инструкции по подъёму машин во время ремонта.




А под потолком - традиционные плакаты по ТБ.




Идём дальше, не переставая поражаться площадям цехов.




Находим сувениры: литой корпус игрушечной машинки, жестяной самолётик и номер - внутренний, ЗиЛовский.




Тихо пробираемся дальше по первому этажу.




Дальше находился участок подзарядки аккумуляторов.




Рядом - отсек для вентиляции.




Обнаружив ступеньки вниз, мы спустились в тепловой пункт под зданием. Вдаль уходит коридор теплотрассы, направленный в сторону уже снесённых цехов.




Так как цех потреблял большое количество электроэнергии, у него была собственная подстанция. Мы вышли в зал, где стояли трансформаторы.




Одна из двух стремянок для доступа к верхним элементам.




По этим цветным шинам когда-то тёк огромный ток.




Меня поразил своим видом масляный выключатель ВМ. Для дугогашения здесь предусмотрен целый чан с маслом, подвешенный на тросах. И таких выключателей я насчитал около десятка.




Пульт управления тоже поражал масштабами.




Одновременно он поражал и своей несовременностью.




Заглянул внутрь пульта.




Поднявшись на второй этаж, гуляем по небольшим и уютным отделам: обмоточному и электромонтажному.




Здесь сохранилась пара станков.




Точильная машина.




Сверлильный агрегат.




На стенах обмоточного отделения - лозунги, плакаты по ТБ, портрет Ленина и Троицкая башня Кремля.




Для работников был аппарат с газированной водой. На стекле - «нацарапка» времён прошлой Олимпиады.




Плакаты по ТБ, вечно актуальные.




Меня заинтересовало табло занятости электромонтёров на двери бытовки.




Заглянули на склад, посмотрели множество шкафов для запчастей, сейчас абсолютно пустых.




Наконец дошли до цеха по изготовлению аккумуляторов.




Так как аккумуляторы здесь делали свинцово-кислотные, при цехе была небольшая химическая лаборатория.




Солнце бьёт в пыльные окна.




Это всего одна комната, но она битком набита оборудованием, различной посудой, банками реактивов.




Керамическая печь.




Какой-то непонятный прибор.




Стандартные советские весы.




В шкафу бросили множество химикатов, солей, кислот...










Хотя по площади электрокаровый цех в десятки раз уступает каким-нибудь литейным или прессовым, здесь этажи связывали аж два лифта, не считая множества лестниц. Это красноречиво говорит о всём заводе, который был «городом в городе».




Из окна открывается вид на крышу цеха.




Этажом выше были раздевалки и душевые для рабочих.




Моё внимание привлекли эти таблички.




Была и сауна, совсем крошечная, не развернёшься.




А вот сауна для руководства. Совсем другой объём, есть где полежать. А ещё рядом были помещения для психологической разгрузки и употребления алкогольных напитков.




Раз уж речь зашла о начальстве, переместимся в административную часть.




Коридоры украшены многочисленными плакатами. Вот этот висит у отдела по охране труда.




Настоящий раритет для ценителей - схема метро 1996-1998 годов.




Правительственные лимузины - когда-то гордость завода.




А теперь лишь высохшие растения.




Время застыло.




В инженерном отделе навсегда замерла линейка кульмана.




МШ надолго застрял, разглядывая стенд с историческими фотографиями возле кабинета начальника цеха.




Был в цехе и свой зал для собраний. МШ зачитал с трибуны обращение к зрителям своего канала.




К сожалению, люди, смотрящие на нас с этих старых фотографий, никогда не вернутся на свой завод. В построенном на его месте микрорайоне они также вряд ли будут жить.




Закончив осмотр электрокарового цеха, мы забросились в соседнее здание, и, как оказалось, не напрасно.




Это оказалась компрессорная станция при втором литейном цехе.




Оборудование частично сохранилось.




Все компрессоры установлены на возвышении. Их платформы покоятся на рессорах, гасящих колебания при работе.




Сохранились компрессоры и редукторы. Мощных электродвигателей, к сожалению, застать не удалось.




Толстостенный кожух компрессора произвёл на меня сильное впечатление.




Под крышей работал кран-балка.




Два компрессора успели распилить и вывезти,такая же судьба ждёт и остальных.




А пока они есть, мы могли наслаждаться их видом. Для меня это было вдвойне радостно, ведь я не успел застать похожие агрегаты в комплексе по испытанию реактивных двигателей.




Многочисленные датчики следили за работой машин.




Вдоль стены стоят шкафы с электронным оборудованием.




Внутри них - переплетения проводов и элементов цепей.




На стене - очередной плакат по ТБ.




За разбитыми окнами находился пульт управления установкой.




Пульт занимал всю комнату.


Для этого места тоже остановилось время. Но закатное солнце сказало нам, что пора двигаться на выброс. Мы ещё обязательно вернёмся на растворяющийся в вечерних сумерках ЗиЛ.