Холмск — город на берегу Татарского пролива. Русское поселение здесь было основано еще в 1870 году, в период с 1905 по 1945 гг. город, как и весь Южный Сахалин, принадлежал Японии и носил имя Маока. Сегодняшний Холмск — это в первую очередь портовый город.
В городе находятся Сахалинское морское пароходство и два порта: Торговый и Сахалинский Западный морской порт, которые не замерзают зимой. Кроме этого, через Холмск происходит основная связь острова с материком — с 1973 года действует морская железнодорожная переправа через Татарский пролив Холмск — Ванино.
Паромы ходят довольно часто, но мы, к сожалению, не застали ни одного из них в порту. Зато застали вот такого прекрасного морского голубя, который охотно позировал нам с Серегой на фоне морвокзала и паромных железнодорожных терминалов…
Портовые пейзажики:
На улицах города:
Центральная набережная Холмска, где любят отдыхать горожане, а на переднем плане — памятник жене моряка:
«Солдатам Отечества Российского от благодарных жителей Холмска» — в 1870 году тут был основан русский военный гарнизон, а в 1945 году здесь высадился советский морской десант, сыгравший огромную роль в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов.
Холмский торговый порт, набережная и маяк, о камни которого разбиваются волны, шипя и играя на солнце белой пеной:
В Татарском проливе сегодня неспокойно:
С одного из холмов (из-за которых город, собственно, и получил своё название) открывается впечатляющая панорама Сахалинского Западного морского порта. Этот порт является специализированной базой снабжения нефтегазовых проектов сахалинского шельфа (Сахалин-1, Сахалин-2 и в перспективе Сахалин-3) и был основан в 2002 году на базе бывшего Холмского морского рыбного порта, находившегося тогда в состоянии банкротства и разрухи.
Порт был полностью реконструирован, а расширение и углубление входного канала до 10 метров позволило принимать к причалам ледоколы-снабженцы, обслуживающие шельфовые проекты, и крупные транспорты с грузами. Да, нефтегазовое портовое хозяйство, конечно, внушает!
Далее мы поехали вдоль побережья Татарского пролива, в Невельск. Дорога туда довольно живописна — она всё время проходит вдоль берега моря, параллельно полузаброшенной узкоколейке. Едем не спеша, в интересных местах по пути делая остановки. Это впечатляющее сооружение мы заприметили на горизонте ещё из Холмска, теперь же у нас получилось познакомиться с ним более детально.
Это новейшая плавучая полупогружная буровая установка (ППБУ) «Полярная звезда», которая была построена недавно на Выборгском судостроительном заводе. Установка представляет собой самоходное плавучее сооружение катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхнее строение.
Платформа может работать в арктических условиях при наличии битого льда толщиной до 70 см, при температуре наружного воздуха до минус 30 градусов, на глубинах моря до 500 метров и осуществлять бурение скважин на глубину до 7500 метров. Выборгский судостроительный завод выиграл тендер «Газпрома» на проектирование и строительство двух таких плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море.
Строительство началось в июле 2008 года, в начале июля 2009 года судостроительный завод спустил на воду первую очередь морской буровой платформы «Полярная звезда», а в 2010 году эту гигантскую платформу Севморпутём гоняли в Корею на частичные швартовные испытания оборудования верхнего строения. По окончании испытаний ППБУ транспортировалась в Холмск, где и встала на рейде. Сейчас «Полярная Звезда» ожидает лета, чтобы по Северному Морскому пути отправиться назад — на место своей дислокации в Баренцево море.
«Полярная Звезда» во всей красе!
Мы продолжаем путь вдоль побережья Татарского пролива — летом здесь буйство зелени и красок, но есть что-то, что цепляет в этом побережье именно сейчас, когда природа только пробуждается!
Следующим пунктом поездки стал Невельск — довольно крупный город (один из старейших на Сахалине!) и рыбный порт на берегу Татарского пролива. Своему сегодняшнему облику он «обязан» сильному землетрясению 2007 года, в результате которого Невельск был очень сильно разрушен.
Город восстановили — построили новые дома, административные здания, больницу, станцию, школу искусств, наладили инфраструктуру. Очень необычно видеть столь современный город в настолько отдаленном уголке нашей страны!
Площадь Ленина:
Памятник Г. И.Невельскому:
Детская школа искусств:
Сегодня в честь Дня Победы сахалинские джиперы устроили массовый выезд на мыс Крильон — самую южную точку Сахалина. Каждый год девятого мая джиперы Сахалина идут на этот мыс, чтобы возложить венок к памятнику Победы. Дорог там нет, связь — только рации и спутник… А сейчас, под вечер, они массово возвращаются обратно — дорога проходит как раз через Невельск.
Кинотеатр «Мир» — одно из немногих уцелевших при землетрясении зданий Невельска:
На центральной площади молодое поколение играет под бдительным присмотром Ильича:
Дом культуры:
На холме над городком относительно недавно была построена церквушка:
Панорамы Невельска с холма:
На обратном пути мы остановились у одного из новых микрорайонов Невельска, построенного после землетрясения на специально намытой в море территории. Газоны, аккуратные домики — если не знать, что мы в глуши Сахалина, можно подумать, что находишься где-нибудь в Норвегии! Чудеса, да и только!
Вечерело… Настала пора возвращаться в Южно-Сахалинск. Дорога из Невельска проходит через живописный Ловецкий перевал, а в посёлке Огоньки соединяется с основной трассой Южно-Сахалинск — Холмск. В районе перевала мы сделали ещё несколько остановок, чтобы пофотографировать пейзажи весеннего Сахалина.