Впрочем Великий Новгород хорош и с точки зрения уютной ламповой однодневной экскурсии — для этого тут удобно подогнан транспорт (поезд из Москвы приходит в 6 утра, а уходит в Москву достаточно удобно вечером, да и посидеть в городе есть где).
Но для того, чтобы не растекаться по богатейшей истории Новгорода, вместившей массу значимых дат, предлагаю выбрать тематическую точку или точки, и на них концентрировать свое внимание.
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Например, Новгород, как один из первых русских городов, наиболее древний, основанный в 859 году, но не один такой — среди первых были Киев, Чернигов, Менск, Плесков, Ладога, Тмутаракань, Переяславль, Тверь.
Или тот факт, что к началу XII века Новгородская земля включала в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала. Что является прообразом экспансии Руси — России, направленной на расширение своего ареала и влияния. Тут же и к вопросу о территориальных претензиях России на земли Эстонии, Латвии и Финляндии, когда в Прибалтике любят поговорить о том, что русские появились в их республиках только при СССР.
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.
Еще тема: изучить Новгород в качестве Отца городов русских, ведь именно новгородские люди не просто пришли, а завоевали Киев, обозначив город с мужским именем Матерью городов русских.
Крайне непростая тема изучать на любительском уровне историю Рюрика, норманского следа, викингов и что на самом деле значило призвать варягов на княжение русскими жителями Новгорода, Ладоги и окрестностей, но очень интересно покопаться в истории первой русской государственности. И она восходит не к Киеву, даннику Хазарского каганата в те времена, а к Новгороду. Ведь в политич
еской традиции Древней Руси Новгород был все же «старшим братом». Наиболее значимые князья Киева — это новгородские князья. Олег и Игорь пришли из Новгорода, и они пришли не по приглашению знатных фамилий, а захватили власть, отняв Киев у хазар. Княгиня Ольга была дочерью перевозчика на реке Великой, у Выбутской веси, близ города Плескова, где ее и заметил новгородский князь Игорь Рюрикович, позднее взяв в жены. Святослав, которого в современной Украине считают главным украинским героем древности, был
первым общерусским князем, носящем славянское имя, да к тому же язычником. Хотя его мать Ольга уже была православной, ну, и как мы помним, новгородка она. Владимир, позже Креститель, начал княжить в Новгороде, а потом завоевал Киев, отбил его в 980 году у старшего брата Ярополка.
Отец двенадцати сыновей от разных жен, Владимир посадил в Новгороде старшего сына — Вышеслава. Именно старшего, отдавая значение не Киеву, но Новгороду! Только после смерти Вышеслава в Новгороде сел Ярослав.
Сторонникам интерпретации современной истории Украины вообще в Новгороде отшибет многое, нехорошо будет по многим моментам. Включая название первых русских денег. Гривны пошли не из Киева, как думают в Киеве, а из Новгорода. На этот счет здесь в Новгороде есть отличная экспозиция по истории денег.
Советую в главном музее города заказать акцентированную экскурсию на этот счет. Кстати, и название валюты — рубль — тоже пошло из Новгорода — так здесь мерили рубленные особой меркой колбаски из серебра.
еков, или в начале X века. Второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, столица Новгородской республики до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году.
Вот еще одна тема для особой экскурсии — история Новгородской вольницы, Новгородской Республики. Здесь, но только после подробного изучения сути вопроса могут сойтись за кружкой, надеюсь, пива, сторонники и противники демократии.
Сторонники могут уповать на первые шаги свободы слова и ее роли в русской традиции (здесь точно скажут, что первую демократию в Россию принес все же не Ельцин).
Противники, при наличие знания дела, могут доказать тот факт, что новгородская демократия могла бы, и чуть не довела Великий Новгород до отторжения от Руси через Ганзейский союз, а также до конституционного бардака, который довел к примеру Польшу до безумия и развала со всеми этими сеймами, гонорами, шляхтой и традицией утверждать любой вопрос единодушным голосованием, которого в итоге вообще никогда не было.
Новгородская демократия приводила к бесконечным и часто неразумным сменам правящих князей (вспомним постыдное изгнание Александра Невского), печально известным дракам сторонников и противников на мосту через Волхов, со сбрасыванием оппонентов в реку, подкупом голосов олигархией в виде боярства и купечества, и потерей части суверенитета через возникновение ганзейских и орденских западных слобод на территории города, которые не подчинялись законам Новгорода.
Через призму данного вопроса можно смело совсем по иному воспринимать роль Ивана Третьего и, конечно, Ивана Грозного в покорении Новгорода.
862 — сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде
Современные новгородцы до сих пор не могут простить обоим руководителям московско — русской державы их роли в изъятии вольных нравов.
Иван Третий подавил бунт и сломал Марфу Борецкую — Посадницу, которая грезила передачей древнего русского города полякам. Ивану Грозному не повезло с пиарщиками своего времени. Вольницу Новгорода он сломал об колено, согласно трактовке новгородцев, но сохранил регион в лоне Русского Царства, по логике многих историков.
В Новгороде и сейчас некоторые экскурсоводы, и мне, в частности, рассказывали о зверствах Иоанна Васильевича, что якобы лично колол копьем детей и баб, что лично пил кровь, что лично зарезал того, другого, третьего, Пимена, Филиппа. Что убил 30 000 людей, хотя именно столько в то время в городе и жило. Но при этом, самым странным образом, «в разоренный и избитый» город Грозный спустя некоторое время перевез казну и библиотеку из Москвы, во время второго вторжения на Русь крымского хана Девлет Гирея в 1572 году.
И пока его воевода Михайло Воротынский сражался и победил крымских татар в битве при Молодях, в 45 км от Москвы, Иван Грозный, оставив под присмотром 500 солдат казну и библиотеку, совершал нападение на немецкие гарнизоны в современном эстонском Вильянди и Нарве во время Ливонской войны, очевидно, не ожидая какого-то нападения в спину от новгородцев.
Но в истории России Грозный остается кровавым душегубом и разорителем Новгорода, а к примеру, новгородские бояре, практически сдавшие город под протекторат Швеции в 1611 году, когда под шведской короной образовалось Новгородское государство, никакой отрицательной исторической публичной оценки у тех же экскурсоводов не получают.
Софийский собор. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
Освобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора.
Итоги шведской оккупации для Новгорода оказались весьма плачевными — половина города была сожжена, в живых оставалось всего 527 горожан. В опустошённом крае бушевали голод и болезни. Зато Грозный — кровавый тиран!
В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством. Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трёх частей. Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, возглавляемому генерал-адъютантом К. В. Чевкиным. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса. На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трёх месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.
В результате, на памятнике Тысячелетия России в Новгороде есть фигуры Марфы Посадницы, со скрипом поставили туда Ивана Третьего, а Грозному места не дали — тиран же ведь. Изучение прекрасного памятника русской истории, который сотворили Михаил Микешин и Иван Шредер в 1862 году, является еще одним вариантом изучения прекрасного Новгорода.
Памятник известен всей стране, он великолепен, пережил чудом погромы большевиков в 20-е годы, но едва не был полностью уничтожен немцами в ВОВ.
Походить и пофоткаться, это одно, а вот поизучать исторические фигуры, изображенные на памятнике, это очень интересный аспект. Да, на памятнике отображены очень многие исторические персоны — князья, цари, крестители, священники, ученые, художники, полководцы, писатели и поэты. Но есть и некоторые исторические нелепицы, точнее, несправедливицы. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного, хотя присутствуют трое его приближенных: первая жена Анастасия Романова, Адашев, протопоп Сильвестр. Отсутствует император Павел Первый, но это понятно — не любили его, хотя история государства без него тоже не история. Николай I добавлен в последний момент.
Есть фигура завоевателя Кавказа Паскевича, но не поставили ключевого Проконсула Кавказа Ермолова! Присутствуют три литовских князя Ольгерд, Гедимин и Витовт, воевавшие вместе с русскими против поляков. Но почему-то отсутствует адмирал Ушаков?! Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Нет Белинского.
На памятнике изображен Гоголь, но при проектировании был вычеркнут Тарас Шевченко, и здесь, лично я, носом пропахавший всю историю Тараса Григорьевича, вскормленного, воспитанного русскими, но проклинавшего москалей до конца дней своих, полностью согласен с тем, что хорошему художнику, но скверному, кривому и злому поэту Шевченко не место в пантеоне русской истории.
Изображение начала изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве)
Конечно же, важной частью Новгорода является Софийский собор — древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. На что бы я обратил внимание, посещая эту твердыню, построенную в 1045 году? История собора богата событиями.
Новгородское вече было у его стен. Александр Невский здесь же вершил суд и казнил изменников, все тех же продажных во все времена буржуа — бояр. Здесь же происходили кровавые события всех войн с ливонцами, шведами, немцами и другими завоевателями.
Но самая вопиющая история, по моей классификации, произошла в 1942 году, когда символ собора, да и Новгорода в целом — купольный золотой крест с отлитой на нем фигуркой голубя (по легенде, окаменевшего от ужаса во время погрома опричников Ивана Грозного), был наглым образом вывезен из страны, да не какими-то немцами, а (о, ужас!) испанцами (!) из Голубой дивизии, самыми негодными, наверное, после румын вояками, в числе армии будущего Евросоюза, тогдашнего главы Объединенной Европы Гитлера.
Интересно узнать, почему новгородский крест до 2004 года хранился в музее при Военно-инженерной академии Мадрида и никто в Союзе и России не догадался его истребовать обратно за все эти годы. И только после визита Путина в Испанию, крест с большими почестями вернули тогдашнему главе РПЦ Алексию Второму.
15 января 1478 года, после приведения к присяге на подданство и полное повиновение великому князю Ивану III всех жителей Новгорода, прекращает своё существование Новгородская республика. После череды войн с Москвой (Московско-новгородские войны 1456, 1471 и 1477—1478 годов), голода, опустошения и болезней город утрачивает свою независимость. Вече было отменено, вечевой колокол увезён в Москву; власть в городе получают великокняжеские наместники. Многие боярские семьи были высланы из Новгорода. Именно благодаря этому в Москве возникает Лубянка — после того, как Иван III приказал новгородцам, проживавшим в новгородском районе Лубяница и выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. Ими же была построена церковь Святой Софии — по подобию Софийского собора в Новгороде. Тогда же было проведено перераспределение конфискованных усадеб и земель. В 1494 году, воспользовавшись казнью двух русских в Ревеле как поводом для разрыва связей с Ганзейским союзом, Иван III закрывает ганзейскую контору в Новгороде и конфискует все товары (общей стоимостью в сто тысяч гривен). Тем не менее, была сохранена система местного самоуправления, за Новгородом сохранялось право чеканить собственные деньги (новгородская денга), было возвращено право дипломатических отношений с соседними странами. В годы правления великого князя Ивана III в Новгороде возникает, а затем и распространяется на Москву ересь жидовствующих.
Новгород бездонен историей, но еще одна ее страница вызывает интерес — борьба русской православной церкви с «Ересью жидовствующих» © (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ересь_жидовствующих), еретическим учением, а по сути, либеральным расколом в РПЦ. Ересь жидовствующих начала распространяться в Новгороде в конце XV и в начале XVI в. В Новгород новое учение занес киевский ученый еврей Схария (Захарий). Переиначивая христианство на манер иудейской религии, Схария отрицал учение о Троице, о божествен
ности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Согласно предсказанию Схарии, в 1492 должен был наступить конец света, что приводило православную паству в ужас и беспорядки. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы.
Главные еретики отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире. Учение Схарии из Новгорода проникло и в Москву, начало распространяться и на многие другие города.
В 1508 году в Новгороде свирепствует мор (по свидетельству летописца, мор продолжается три осени подряд), умерло 15 396 человек (согласно третьей Новгородской летописи). В тот же год происходит страшный пожар — сгорела вся Торговая сторона. Пожар длится двое суток, сгорело 3315 новгородцев.
Новгород — прародитель русской государственности и боевой славы, город, где был возведен древнейший церковный собор, мог стать городом, откуда пошла бы церковная реформация и раскол, где могла исчезнуть сама природа православия.
Заслон либералам, которых активно поддерживали и в Ватикане, и в Польше, и в немецких землях, полагая еретичество важным идеологическим оружием раскола, поставил новгородский владыка Геннадий и волоколамский митрополит Иосиф Волоцкий.
Борьба далась им крайне нелегко, приходилось преодолевать сопротивление высоких покровителей. Но в итоге, спустя десятилетия идеологического противостояния, ересь была ликвидирована. Зачинщики из числа священников были сосланы в глухие монастыри или изгнаны и преданы анафеме. Пятерых главарей раскола сожгли в деревянных срубах. Борьба с жидовствующими показала необходимость просвещение, подняла вопрос и о церковной идеологии. Геннадий отмечал уязвимость православия тем, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники — в результате появились церковные училища.
Понадобились и книги. Еретики ссылались на Библию, а полной Библии на Руси не было; не было также ни одного вполне исправного списка псалтыри. Геннадий озаботился составить полный список Библии; недостающие книги ее были переведены с латинского языка.
Борьба с ересью вызвала и новые сочинения. Иосиф написал несколько посланий. Они вошли частью в его книгу «Просветитель». Здесь заключаются история ереси жидовствующих, обличения ее; тут же приводятся все главные идеологии православного вероисповедания. Да, и все это тоже было связано с Новгородом, периода его участия ганзейских проектах.
Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Короче, вам надо сюда, в Новгород Великий! Один из самых великолепных и сохранившихся российских туристических городов!