В начале октября этого года в «Технопарке ЦАГИ» (Жуковский) состоялась научно-практическая конференция «Развитие отрасли беспилотных авиационных систем. Поручения, вызовы и решения». Целью конференции являлось развитие отрасли БАС, привлечение молодежи в отрасль.
С приветственным словом выступили Сергей Чернышев, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», Денис Кравченко (депутат Государственной думы), генеральный директор ООО «Центр комплексных беспилотных решений» (ЦКБР) Дмитрий Кузякин и многие другие.
В рамках конференции также состоялась панельная дискуссия «Возможности и механизмы для развития технологических компаний в сфере БАС в наукограде Жуковском».
Во время мероприятия на площадке «Технопарка ЦАГИ» работала выставка разработок компаний в сфере БАС, на которой были представлены инновационные изделия в области беспилотников и авиационной техники.
Но наибольшее внимание привлекли к себе показательные полёты FPV-дронов, в ходе которых пилоты продемонстрировали зрителям их маневренность, скорость передвижения, работу с грузом и так далее.
FPV-дрон — что это такое?
Недавно в военной беспилотной технике возник новый тренд — FPV-дроны, или FPV-квадрокоптеры. Аббревиатура была образована от слов First Person View, то есть «вид от первого лица». Отличие их от обычного дрона в том, что оператор, благодаря очкам виртуальной реальности и видео с беспилотника, получает полное ощущение, что сам летит вместе с дроном. Он может «облетать» препятствия, «лететь» на минимально возможной высоте и наводить дрон в нужную точку.
В начале своего существования, благодаря высококачественной камере с высоким разрешением, FPV-дроны использовались для съемки фильмов и видеорекламы. Они позволяли их снимать с высоким кинематографическим качеством. FPV-дроны также использовались в сфере строительства и недвижимости для мониторинга объектов и обеспечения безопасности на строительной площадке.
Кроме того, FPV-дроны использовались в спортивных, по сути, развлекательных целях. В России и других странах устраивались соревнования — так называемые дронрейсинги. Но с началом СВО на Украине они стали летающим оружием.
У FPV-дронов, так же как и у боеприпасов, есть классификация — разведчики, корректировщики, штурмовики, бомбардировщики, минеры, носители спецоборудования и даже дроны-камикадзе. Такие дроны способны поднять в воздух полтора и три килограмма взрывчатки. Отдельные экземпляры несут на себе до девяти килограммов тротила!
Обладая высокой скоростью, эти дроны дают возможность пилотам FPV совершать невозможное до сего дня на поле боя: проводить разведку внутри зданий, осуществлять разведку дорог из движущихся автомобилей, перемещаться на огромной скорости по пересеченной местности и в лесу, использовать дроны в качестве носителей различных БЧ, проводить зачистку внутри городской застройки и на участках со сложным рельефом.
Кроме того, FPV-дроны за счет гораздо более точной управляемости, маневренности и скорости могут таранить беспилотники неприятеля. Как заявил Дмитрий Кузякин, FPV-дроны — достаточно крепкие аппараты, которые быстро летят, для них нет ничего сложного в том, чтобы протаранить крупный беспилотник противника. FPV-дроны могут его догонять, заходить в хвост или идти навстречу и таранить. Примерно в половине случаев FPV-дрон остается целым и продолжает полет.
Такие дроны могут поражать танки, САУ, бронетранспортеры. Как в Великую отечественную войну: «Погибаю, но не сдаюсь!»
Интересно отметить, что Центр поставил в зону спецоперации 100 боевых FPV-дронов, предназначенных для сброса мин и поражения тяжелой техники. Но при этом стоимость FPV-дрона-камикадзе не превышает 30–50 тысяч рублей, а стоимость уничтоженной техники — десятки миллионов рублей.
Стандартный FPV-дрон выполнен по мультикоптерной схеме, что обеспечивает феноменальные манёвренные характеристики и чёткое удержание БПЛА в пространстве. Аппарат оснащается бесколлекторными электродвигателями, которые отличаются конструктивной простотой и высоким КПД. Питание осуществляется литий-ионным аккумулятором, это самый компактный и эффективный на текущий момент химический источник тока многоразового действия.
Главное же отличие FPV-дронов от стандартных квадрокоптеров — практически нет ограничений по маневрам, полеты можно осуществлять на огромной скорости до 140 километров в час. Кроме того, применение антидроновых ружей против таких дронов бесполезно, так как они работают на других частотах и оператор получает аналоговый сигнал.
Интересно отметить, что российские FPV-дроны линейки «Джокер» получили гибернатор, позволяющий беспилотникам уходить в спящий режим на несколько недель после посадки возле линии фронта, например на крышу какого-нибудь здания. В эфире спящий дрон никак себя не проявляет. Когда придет время, ему не надо преодолевать расстояние до цели. Дрон уже на месте, и все, что ему нужно, — это включиться и атаковать. Между включением беспилотника и последующей атакой проходят считаные секунды, а одновременно оператор может вывести из режима гибернации и последовательно применить до 15 дронов.
FPV-система не является автономной. FPV-дроны не имеют на борту систем навигации или распознавания местности. В дроне минимум электроники. Есть только то, что нужно для дистанционного пилотирования в режиме от первого лица. Это позволяет сделать дрон маневренными настолько, насколько пилот сможет его контролировать. Все это создает своего рода «аватар» бойца на поле боя. Главное, чего позволяет достичь применение FPV-систем в боевых условиях, — это свести потери личного состава к минимуму.
Ничто не возникает из ничего
Чем же сегодня можно объяснить такое широкое распространение FPV-дронов? Как заявил на конференции генеральный директор ЦКБР Дмитрий Кузякин, этому способствовало широкое распространение цифровизации в мире, развитие и совершенствование программного обеспечения и появление, в частности, малогабаритных и емких источников тока, служащих для привода двигателей FPV-дронов.
Кроме того, появление FPV-дронов вызвано прежде всего военными потребностями, когда они могут создаваться из общедоступных на рынке деталей, дешевых и подходящих для сборки оружия в считаные часы. Оружия, которое может нанести максимальный ущерб в самые короткие сроки.
Станут ли FPV-дроны панацеей?
Наверное, нет. И по многим причинам. Пока их элементная база — контроллеры полета, бесщеточные моторы, литий-полимерные батареи, камеры (цифровые и аналоговые), видеопередатчики и антенны — поступает из Китая. И этот поток легко перекрыть.
К сожалению, для дрона-камикадзе время нахождения в воздухе минимально, фактически это пять-десять минут, не больше. И это время определяется работой бортовой батареи.
Отсутствие серийного производства таит множество проблем — такие дроны могут не срабатывать, они могут взрываться при неосторожном обращении.
FPV — это не просто дрон, а система, состоящая из четырех частей: наземного оборудования, пилота, штурмана-командира (он, не отвлекаясь на пилотирование, может следить за выполнением задания, корректировать работу пилота, вести переговоры с командиром и обеспечивать физическую безопасность пилота) и собственно дрона, который, впрочем, и является самой простой и незначительной частью системы, хотя и феноменально мощной относительно других типов БПЛА.
FPV — это не чудо-оружие, это один из инструментов спецопераций, разведки и удара по противнику, а также технологический базис для совершенствования уже существующих типов вооружений.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
В России программа подготовки инструкторов по управлению боевыми FPV-беспилотниками началась в Центре комплексных беспилотных решений в подмосковном Жуковском. Инструкторы в дальнейшем будут готовить пилотов расчетов боевых FPV-дронов.
Обучение на инструкторов смогут пройти и бойцы, получившие ранения, несовместимые с продолжением службы, в том числе и с ампутацией нижних конечностей. Программа рассчитана на 25 дней, одновременно обучались девять человек. Затем предполагается проведение полевой практики, длительность которой составит три недели.
Гендиректор ЦКБР отметил, что в 2022 году центр подготовил для российской армии 100 специалистов, которые в данный момент находятся на фронте и работают в том числе как инструкторы.
Однако на подготовку пилота уходит от 50 тысяч рублей. Плюс стоимость системы и текущие расходы на запчасти в размере 60–70 тысяч рублей в месяц. Тем не менее это гораздо дешевле, чем стоимость танка, который этот дрон уничтожит.
К обучению операторов дронов пилотированию надо подходить с осторожностью, поскольку они испытывают такой же объём нагрузок на центральную нервную систему, как и настоящие лётчики.
К тому же очень легко довести человека-оператора до состояния, симптоматически схожего с сотрясением мозга. Как отметил Кузякин, что такие симптомы встречались у пилотов дронов Вооруженных сил Украины в зоне спецоперации. «Люди валились с ног и просили помощи у российских бойцов. Сначала думали, что военнослужащие противника находятся под воздействием каких-либо препаратов. Впоследствии выяснилось, что украинские пилоты FPV-дронов впали в такое состояние после длительной работы», — рассказал он.
Несомненно, человечество ожидает новая революция в военном деле в связи с этой техникой. Это означает, что FPV-направление будет бурно развиваться, брать новые технологические высоты. Будет применяться не только в воздухе, но и на море и на земле.
FPV-технологии могут радикально изменить привычные средства боя и придать новый импульс развитию робототехнических комплексов. Будет совершенствоваться и тактика применения FPV-вооружений.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что боевые FPV-системы ярко заявили о себе и непременно займут свою нишу в сегменте высокоточного и недорогого вооружения.